Нетаниягу преследуют экономические неудачи

Плохие экономические новости преследуют премьер-министра – одна за другой. Вначале стало известно, что бюджетный дефицит  в 2012 году достиг астрономической суммы – 39 миллиардов шекелей.

Всем стало ясно, что бюджетная стратегия министра финансов и главы правительства потерпела полный провал. Затем было сообщено, что имеется необходимость произвести огромные сокращения всех бюджетных статей в 2013 году, а также увеличить налоги на общую сумму в пять миллиардов шекелей.

 

Чем мрачнее становилась картина экономического положения в стране, тем чаще стали раздаваться обвинения в адрес различных чиновников, а вскоре полетели головы. Первой жертвой стал – Эяль Эпштейн, заместитель главы минфина, отвечающий за бюджетные вопросы. В начале текущей недели он был снят со своего поста.

Эпштейн стал козлом отпущения – он был отстранен от занимаемой должности для того, чтобы продемонстрировать СМИ «виновного» в создавшейся ситуации. А также для того, чтобы все бывшие и нынешние руководители минфина (включая министра финансов Юваля Штайница) смогли выйти чистыми из воды. Однако Эпшейтн был одним из лучших специалиствов министерства. Именно он предостерег руководство от опасной правительственной политики в бюджетной сфере.

В подобной ситуации, когда бюджетный отдел минфина получил серьезный моральный и профессиональный удар, глава правительства и министр финансов обязаны  вмешаться и отменить приказ об увольнении Эпштейна.

Следует думать о пользе государства, и Эпштейн является наиболее подходящей фигурой для того, чтобы завершить работу над государственным бюджетом на 2013 год.

Еще один тяжелый удар Нетаниягу получил в тот момент, когда управляющий Банком Израиля, профессор Стэнли Фишер сообщил о том, что покидает свой пост раньше срока и завершит свою деятельность к лету нынешнего года. Именно Нетаниягу пригласил Фишера из США в мае 2005 года. Преждевременная отставка Фишера, за два года до формального завершения срока,  вызывает ряд серьезных вопросов.

Идет ли речь о выражении недоверия к Нетаниягу и Штайницу? Фишер настаивал на том, чтобы бюджетный дефицит в 2013 году составлял 2,5%, а не 3%. Однако Нетаниягу и Штайниц не согласились с ним. В последнее время Фишер подвергал острейшей критике создавшуюся «дыру» в государственном бюджете. Он настаивал на серьезных сокращениях и увеличении налогов – вопреки публичным заявлениям Нетаниягу и Штайница.

Возможно, Фишер просто хочет вернуться в США, к детям. Может быть, он получил соблазнительное предложение за границей. А, может быть, речь идет обо всех этих причинах вместе взятых. В любом случае Нетаниягу обязан вмешаться в происходящее в бюджетном отделе министерства финансов, а также найти нового главу Центрального Банка – уровня профессора Стэнли Фишера.