ВАШИНГТОН — Хилари Клинтон дала во вторник заключительное «глобальное интервью» на посту госсекретаря США, подведя в студии вашингтонского Музея журналистики и новостей Newseum итоги четырех лет работы. К концу интервью, во время которого Клинтон задавали вопросы по спутниковой связи из телестудий в разных странах, пришло сообщение о том, что сенатский комитет по международным отношениям утвердил Джона Керри на пост следующего Госсекретаря. «Замечательно, это хорошие новости!» – отозвалась Клинтон.
Периодические накладки со спутниковой связью в некоторой степени символически отражали вызовы, с которыми США сталкиваются в своем стремлении вести глобальный диалог. В целом, однако, в студии Newseum было интересно, а иногда и весело – особенно, когда два австралийских комика потребовали у главного дипломата США советы по дипломатической миссии в Антарктике.
Вопрос о провале «перезагрузки» с Россией задала госсекретарю Хиллари Клинтон Октавия из Франкфурта, упомянув про разногласия по поводу Сирии, про ядерные амбиции Ирана и «закон Магнитского». «По вашему мнению, нужна ли Европа в качестве посредника между США и Россией?» – спросила она.
«Думаю, одно не исключает другого, – заметила Клинтон. – У США очень важные двусторонние отношения с Россией. За последние четыре года у нас были несколько соглашений – новый договор об ограничении наших арсеналов ядерного оружия. Мы сотрудничали по Афганистану. Была двусторонняя комиссия, которая не произвела большого количества заголовков в прессе, но добилась результатов во многих сферах взаимных интересов», – отметила Клинтон.
Но также, по ее словам, важно работать с Европой, чтобы сформировать позитивные отношения с Россией. «Признаю: сейчас ситуация действительно непростая, Россия закрыла все наши программы помощи, в том числе по борьбе с туберкулезом, помощь детям, пострадавшими от насилия. Это потребует совместных усилий США и Европы убедить Россию – руководство России – как в двустороннем порядке, так и сообща – работать вместе, чтобы улучшить связь с западом, там будущее, и я надеюсь, что в ближайшие годы мы преуспеем больше в попытках добиться этого».
Одной из наиболее острых тем, затронутых в разных студиях, были последствия революций в арабском мире. Говоря о беспорядках в Каире Клинтон отметила, что «трансформации никогда не бывают легкими». Она также выразила надежду, что целью демонстрантов является участие в политическом процессе, а не его срыв. Клинтон также сказала и о риске усиления влияния экстремистов в Северной Африке: «Мы живем в опасном и непредсказуемом мире. Мы как государство делаем все, что можем, чтобы нам не пришлось жить в бункерах. Риску подвержены не только дипломатические представительства, но и бизнес-структуры, как продемонстрировал недавний кризис с заложниками в Алжире, и культурные институты. Но нам надо быть реалистичными – мы не можем отстраниться от мира».
Своими самыми значительными нереализованными задачами в Госдепартаменте Клинтон назвала мир на Ближнем Востоке, экономическое благополучие и права женщин. «Важно то, что мы будем продолжать работать над этим», – сказала Клинтон.
Студент из студии в Бейруте задал вопрос о возможности возобновления палестино-израильских мирных переговоров после переизбрания лидера правой партии Биньямина Нетаньяху. «Эти выборы открывают двери (для процесса), а не захлопывают их», – сказала Клинтон. По ее словам, США сделают все зависящее от них, чтобы процесс продвигался вперед.
Диалог кочевал из студии в Токио, где Клинтон задали вопрос о «провокациях Северной Кореи» – и она выразила разочарование выбранным молодым лидером курсом, в студию в Нью-Дели – где ведущая высказала пожелание, чтобы Клинтон была избрана на пост президента США в 2016-м году. Клинтон отшутилась, перейдя на более серьезный тон при обсуждении прав женщин. Как известно, в Индии имели место массовые протесты против дискриминации, поводом для которых стали случаи групповых изнасилований.
«Ситуация с правами женщин лучше, чем была, но до сих пор существуют двойные стандарты – от тривиальных тем, вроде того, как ты одеваешься, до серьезных – когда женщинам не позволяют голосовать или баллотироваться», – сказала Клинтон. Она отметила, что до сих пор существуют культурные и юридические препоны. «Даже в демократиях, подобных нашим, – обратилась Клинтон к гостям студии в Индии, – даже в такой, как ваша, хотя у вас, в отличие от США, женщина уже была главой государства, – существует дискриминация и нарушение прав женщин. Женщина, которая была изнасилована и скончалась – кто знает, каков мог быть ее вклад в общество? Дискриминация половины населения – это удар по всему обществу, и меня обнадежили протесты против этого явления, в которых приняли участие и мужчины, и женщины».
Вопросы по поводу политики администрации Обамы были заданы и через социальные сети. Пользователь «Фейсбука» спросил, зачем нужны санкции против Ирана, от которых страдает гражданское население.
«Мы не хотим, чтобы иранский народ страдал, но это дилемма для всего мира – действия и намерения иранского правительства вызывают озабоченность во всем мире. Они поддерживают террористов, и их ядерная программа также вызывает озабоченность. Народ Ирана заслуживает лучшего, нежели правительство, которое изолирует их от мира, и они могут дать это понять», – сказала Клинтон.
Другой вопрос – из Твиттера – коснулся отказа администрации Обамы вести переговоры с группировкой Хамас. «Хамас не заинтересован в демократии, – заявила Клинтон. – По большому счету, они являются военизированной группировкой сопротивления. Они смогут принять участие в политическом диалоге лишь тогда, когда откажутся от насилия».
По поводу возможных негативных последствий соперничества между США и Китаем в Азии, Клинтон заметила, что не видит никаких проблем в «здоровом соперничестве – когда есть правила игры».
Хиллари Клинтон высоко оценила экономические достижения и развитие демократии в странах Латинской Америки, отметив при этом, что отношения США со странами региона «так позитивны» именно потому, что дела в регионе «обстоят очень хорошо».
Отвечая на вопрос молодой женщины британско-пакистанского происхождения: о чем она вспоминает с наибольшим сожалением, Хиллари Клинтон ответила:
«Конечно, я глубоко сожалею о гибели американцев в Бенгази. В настоящее время я много работаю над тем, чтобы подобные инциденты больше не повторились. Когда вы занимаетесь подобной работой, необходимо с самого начала понимать, что все на свете контролировать невозможно. Сегодня очень тяжелое положение в Конго и Сирии – в странах, где, как мы хотели бы, международному сообществу удастся проторить ясные пути к разрешению конфликтов».
О политическом будущем Клинтон еще раз спросила студентка из студии в Лондоне.
«На данном этапе я ни о чем подобном не думаю, – сказала Хиллари Клинтон. – Я заканчиваю обязанности на посту госсекретаря и с нетерпением ожидаю возможности отоспаться, лет эдак за 20. Я не говорю о своих планах, но я хочу видеть больше женщин, которые баллотируются на высшие посты в своих странах».
В пятницу, 1-го февраля, Хилари Клинтон официально покинет пост госсекретаря США.
Русская служба «Голоса Америки» сообщает
Как оценили интервью Хиллари Клинтон российские эксперты?
В российско-американских отношениях наблюдается явное торможение, несмотря на политический капитал, который – с обеих сторон – был вложен в «перезагрузку», сказал московскому корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» Роману Ошарову генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. «В словах Клинтон, – отметил он, – отражается то разочарование, которые мы наблюдаем в Демократической партии в отношении перезагрузки российско-американских отношений. Несмотря на значительные усилия, наблюдается торможение в развитии отношений, а по некоторым направлениям явные отступления от достигнутых результатов».
По словам эксперта, торможение касается таких аспектов двусторонних отношений, как контроль над вооружениями, дискуссии по правам человека и целого ряда других вопросов. Однако просто списать «перезагрузку» администрация Барака Обамы не может — это было бы как минимум близоруко, считает Андрей Кортунов.
«При этом, – продолжает эксперт, – очевидно, что у демократов не так много достижений во внешней политике. Эти настроения и отражает уже теперь бывший государственный секретарь Хилари Клинтон, когда говорит, что есть озабоченность усилением напряженности и увеличением разногласий между двумя странами».
«Думаю, что в России никто из политических деятелей не будут возражать против большей интеграции с Западом», – считает директор Центра изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ имени Ломоносова Юрий Рогулев. По мнению Рогулева, необходима более конкретная постановка вопроса: «С Европой интеграция выше – в особенности с некоторыми европейскими странами. С США этот показатель значительно ниже – и в первую очередь по экономическим вопросам». «Европа, – констатирует эксперт, – занимает более 50% в российском внешнеторговом и экономическом обороте, доля же США совсем небольшая».
30.01.2013
Джон Керри стал новым госсекретарем США
Распечатать статьи автора Майкл Боуман
Сенаторы отметили, что Керри на протяжении всей своей взрослой жизни занимался международными делами
КАПИТОЛИЙ – Сенат США абсолютным большинством голосов (94 против 3) утвердил кандидатуру сенатора от штата Массачусетс Джона Керри, назначенного президентом на должность госсекретаря. Керри уходит из Сената и сменяет Хиллари Клинтон на посту главного американского дипломата.
Практически никто не сомневался в том, что кандидатура Керри будет утверждена. Сенаторы, представляющие обе партии, наперебой пели ему дифирамбы еще до голосования, которое состоялось во вторник. Демократ Бен Кардин отметил послужной список Керри в должности председателя сенатского Комитета по иностранным делам.
«Я не думаю, кто кто-либо из присутствующих здесь потратил больше времени, побывал в большем количестве стран и встретился с бóльшим числом людей, представляя нашу страну на международной арене».
«Я не знаю никого, кроме Джона Керри, чья жизнь была бы в большей степени нацелена на то, чтобы в конечном итоге стать госсекретарем»
С Кардином полностью согласен сенатор-республиканец Боб Коркер.
«Я не знаю никого, кроме Джона Керри, чья жизнь была бы в большей степени нацелена на то, чтобы в конечном итоге стать госсекретарем».
Сенаторы отметили, что Керри на протяжении всей своей взрослой жизни занимался международными делами. Еще молодым человеком он воевал во Вьетнаме, а затем осуждал бесчеловечность этой войны. Будучи уже законодателем, Керри на протяжении более чем двух десятилетий ездил по миру.
Сенатор-демократ Роберт Менендес, сменяющий Керри на посту председателя Комитета по иностранным делам, перечислил многочисленные заслуги нового госсекретаря.
«Он выступал в поддержку программ, в рамках которых уничтожались запасы ядерного, биологического и химического оружия, с тем, чтобы они не попали в руки террористов или враждебных государств. В Сенате он активно выступал за ратификацию нового договора СТАРТ с Россией. Во время «арабской весны» сенатор Керри поддержал введение бесполетной зоны над территорией Ливии, благодаря которой были спасены жизни тысяч людей. Он стал тем голосом совести, который призвал президента Хосни Мубарака уйти в отставку и положить начало упорядоченному процессу мирного перехода к демократии в Египте».
Аналитики отмечают, что убеждения Керри насчет роли Америки в мире и надлежащего использования американской военной мощи согласуются с тем, что по этому поводу думает президент Обама.
На этой неделе Сенат начнет официальное обсуждение кандидатуры еще одного назначенца Обамы – бывшего сенатора-республиканца Чака Хейгела, назначенного президентом на должность министра обороны.
<hr/>
http://www.golos-ameriki.ru/content/us-kerry-confirmation/1593472.html
Комментарии