Депортация готовилась…
Я пишу как современник тех событий, которые теперь изучают историки. К весне 1953 года я уже был бывшим корреспондентом «Литературной газеты» по всей Прибалтике: сняли после публикации в «Правде» 25 февраля 1952 года статьи за подписью «Группа читателей» по поводу романа В. Лациса «К новому берегу». За «Группой читателей» стояли Сталин, Молотов, Маленков, Берия, как было установлено еще 10-15 лет назад.
Однако вернемся к статье о депортации евреев. В декабре 1952 года мне позвонил друг нашей семьи Карл Мартынович Граудин – член ЦК компартии Латвии, начальник политотдела Прибалтийской железной дороги, бывший корреспондент «Правды» по Латвии в первые послевоенные годы.
- Миша, нет ли у тебя настроения погулять в Верманском парке? Рад буду тебя видеть, – сказал Карл.
Карл Граудин встретил меня на дорожке парка и начал:
- Мне необходимо тебе кое-что сказать… Вчера я провожал Бориса Полевого (Карл дружил с Полевым), и вот что он мне поведал… Ты только не волнуйся, Борис сказал, что готовится операция еще страшней, чем с народами Кавказа… Готовится депортация всех евреев на Дальний Восток.
- Это произойдет и в Латвии? – спросил я Карла.
- Везде, в том числе и в Латвии, – ответил он.
Карл любил выпить, и мы зашли в ресторан «Кавказ», где его хорошо знали.
- Что же делать? – спросил я друга.
- Ума не приложу, куда ехать… Будут снимать и в поездах, требовать паспорта, но тебе не нужен паспорт… Во всяком случае, надо быть готовым.
По словам Бориса Полевого (он работал в «Правде» и был близок к высшим партийным кругам), был создан штаб во главе с Сусловым, который и готовил эту операцию. Зима проходила в тревоге и горьких раздумьях. Карл Граудин почти каждый вечер звонил. Моя судьба осложнялась еще и тем, что я был заклейменным журналистом Михаилом Зориным. Зорин – мой литературный псевдоним, под этой фамилией я публиковался в «Литгазете» и других изданиях, а по паспорту я Симхович Михаил Израилевич. Моя семья – это жена, литератор, переводчица с идиша Шулькина Ида Захаровна, моя мать, женщина преклонного возраста, Фаня Моисеевна Симхович, сын Захар, школьник, старший брат – доктор-рентгенолог Залман Израилевич, старший научный сотрудник института травматологии в Риге, и младший брат Илья Израилевич – известный артист цирка, дрессировщик медведей (на афишах писали: Леонид Дубровский – первый еврейский укротитель медведей). Я заказал телефонный разговор с младшим братом Ильей (он гастролировал в Саратове) и рассказал ему о наших опасениях. Дело в том, что Илья был женат на русской, кроме того он разъезжал по стране.
- В цирке нет антисемитизма, – сказал он. – Меня никто не тронет, – в этом он был убежден. – Я в цирке – Дубровский.
А у жены моей Иды брат Абрам Захарович был директором ремесленного училища, он участник войны, как и мы. Словом, вся наша большая семья жила в тревогах и волнениях.
События назревали грозно. 18 февраля 1953 года был арестован коммунист, член партийной организации Союза писателей Латвии профессор Макс Юрьевич Шау-Анин. Ему шел шестьдесят девятый год; полуслепой литератор, в годы буржуазной Латвии он был большим другом Советского Союза, активно работал во время войны в Еврейском комитете защиты мира. В Риге пошли аресты евреев. Примерно 20 февраля в Союзе писателей Латвии состоялось закрытое партийное собрание, на котором я присутствовал как член партии (вступил в компартию в 1942 году в армейской газете). Секретарь партбюро Карл Краулинь сказал: «В нашей среде много лет маскировал свое лицо сиониста Шау-Анин. Теперь он разоблачен». Был снят с работы в ЦК партии Латвии друг нашей семьи главный редактор журнала «Блокнот агитатора» герой войны Исаак Соломонович Лившиц. Арестовали еврейского писателя Мовшу (Марка) Разумного. Арестовали участника гражданской войны в Испании и Второй мировой войны Бориса Клеймана…
Мы с женой каждую ночь ждали ареста. На нашей площадке жил прокурор города Риги Романовский. Его сынишка школьного возраста приходил играть с нашим сыном. Как-то он сказал: «Папа говорит, что в Риге будет много свободных квартир, потому что арестуют всех евреев…». Я с волнением ждал приезда из Москвы Карла Мартыновича Граудина. В конце февраля он позвонил, и мы, как всегда, встретились в парке. Вот что рассказал Карл. Он принимал участие в совещании руководителей железных дорог страны и начальников политотделов дорог. Руководил совещанием М.А. Суслов. Присутствовал Г.М. Маленков, но не выступал: сидел угрюмый и молчаливый. Суслов сказал, что в ближайшее время в стране будет проведена серьезная акция, к которой нужно готовиться руководителям железных дорог в отдаленных районах страны. Речь шла о Сибири, Казахстане, Оренбурге, Забайкалье. Слово «евреи» не произносилось. Суслов сказал, что за акцией, ее подготовкой и проведением внимательно следит товарищ Сталин.
Карл Граудин пользовался большим уважением. Член ЦК партии Латвии, ученый, член-корреспондент Академии наук Латвии, журналист «Правды», блестяще владевший пером. На совещании он не выступал. Но после совещания его друг из партийных кругов Сибири сказал: «Речь идет о депортации евреев в наши сибирские края».
- Что с нами будет? – спросил я Карла.
- Ума не приложу… – повторял он.
Граудин рассказал, что он побывал в редакции «Правды», от которой в послевоенные годы был собкором в Латвии, и встретился с ее главным редактором Леонидом Ильичевым. Ильичев в разговоре касался предстоящей акции, но слово «евреи» тоже не произносил. Он заметил, что Латвия и особенно Литва – это «сионистские гнезда в Прибалтике». На прощание Ильичев подарил Граудину свою блестяще изданную монографию «Фридрих Энгельс».
Томительно шли дни февраля и марта. Директор Латгосиздата Петерис Баугис в один из таких дней рассказал нам, что был вызван в ЦК Латвии, где ему предложили уволить всех работников еврейской национальности и всем авторам-евреям вернуть рукописи. Любопытно, что начальник политотдела Московской окружной дороги рассказал Граудину, что провели дезинфекцию в товарных вагонах огромного эшелона, в которых везли на Восток пленных немцев.
- Теперь эти эшелоны будут двигаться без остановок на Восток, за редким исключением для поездной прислуги, – сказал начальник политотдела.
В Москве Граудин, конечно же, встретился со своим другом Борисом Полевым (они в соавторстве написали небольшую книжицу). Борис Николаевич горестно заметил, что по Москве ходят слухи о депортации евреев.
И вдруг неожиданность – в первых числах марта болезнь и скоропостижная смерть Сталина!
31 марта я выехал в Москву. Пришел в редакцию «Литературной газеты». У всех членов редколлегии во главе с Симоновым, Рюриковым, Гулиа, Атаровым – перекошенные лица.
Я навестил семью Михаила Матусовского, с которым в Донбассе молодыми начинали литературную жизнь. Миша жил в районе Сивцева вражка. Они с женой Женей рассказали, что каждую ночь ждали «гостей».
- Смотри, мы готовились к печальному отъезду… – Они показали мне валенки, тулупы, теплые вещи, мешки для постели…
Миша скорбно качал головой. Он – известный поэт, участник войны, получивший тяжелое ранение, большой друг Константина Симонова, написавший с ним поэму о революционном Луганске, член партии, жил в тревоге за свою семью, малолетних дочурок, за свою жену, бывшую с ним на фронте.
- Мы перезванивались каждую ночь с Алигер, Долматовским, Казакевичем, Гроссманом…
Казакевич – этот бесстрашный человек, боевой разведчик, любимец армии, автор военных книг, лауреат Сталинской премии, сказал Матусовскому: «Я им не дамся…». Что он имел в виду, говоря это, трудно сказать.
В ту пору дружбой с Казакевичем гордились многие писатели. Это можно судить по записям Твардовского, Юрия Олеши, упомянувшего его в книге «Ни дня без строчки…». Матусовский говорил мне, что Казакевич поделился своими тревогами с Олешей. Юрий Карлович – великий художник, затюканный в советское время как «исписавший себя писатель богемного типа», сказал: «Если это случится, я тоже еврей…».
Матусовский рассказывал, что Василий Семенович Гроссман, который в то время жил на Беговой улице, почти не спал ночами. Гроссман – летописец войны, особенно Сталинградской битвы, человек мужества и отваги, чьи статьи, написанные во время войны, перепечатывались в США, Англии, распространялись листовками, сказал Матусовскому: «Они не остановятся ни перед кем…». Гроссман был просто потрясен в те дни. А Москва словно потеряла чувство времени. 4 апреля вечером я поехал к Сергею Островому. Сергей Островой – еврей, известный поэт. Едва я вошел в дом, он сказал:
- Только что сообщили – врачей освободили… Рюмина арестовали…
Когда я вернулся в Ригу, профессор Шау-Анин был освобожден, освобождены и другие евреи, широко известные в Латвии. Карл Мартынович Граудин говорил потом в нашем доме:
- Я вас очень жалел и не все рассказывал. Когда я был на совещании в Центральном комитете партии, начальник политотдела Московской окружной дороги сообщил мне, что вагоны, в которых возили пленных немцев, так промыли дезинфекцией, что пробыть в вагоне пять-десять минут опасно для здоровья-кружится голова, болят и слезятся глаза, душит кашель, начинается рвота. И в этих вагонах собирались везти евреев! Нам с Харьей (русская жена Граудина,-М. З.) было вас жаль до боли…
В 1953 году после ареста Берии я и моя семья жили в Москве, в писательском доме в Лаврушинском переулке, № 17, в квартире писательницы Валерии Герасимовой – первой жены Александра Фадеева. И Герасимова рассказала нам, что Саша, как она называла Фадеева, в один из февральских дней ей сказал, что «замышляется страшная акция против евреев…». Как известно, после развода с Фадеевым Валерия Герасимова вышла замуж за Бориса Левина – талантливого писателя, погибшего во время финской войны. У нее остался ребенок, рожденный уже после гибели Левина, – девочка Анечка.
- А в нашем доме, – говорила Валерия Анатольевна, – столько писателей-евреев – Кирсанов, Каверин, семья Михаила Голодного, поэт Юрий Левитанский, Кирилл Левин… Даже Миша Светлов готовился к худшему.
И еще одно доказательство, что такая акция готовилась. Граудин рассказал, что он как начальник политотдела Прибалтийской железной дороги (то есть Латвии, Литвы и Эстонии) получил письмо из Центрального Комитета партии Советского Союза: по линии политуправления министерства путей сообщения подготовить список лиц не коренной национальности – инженеров, техников, руководителей различных отраслей дороги, их домашние адреса, номера телефонов. Насчет «лиц некоренной национальности» – это была маскировка. Более того, из Москвы приезжали сотрудники аппарата ЦК и политуправления, перечитали этот список и взяли с собой. Один из них даже заметил Граудину: «У вас на дороге все руководящие посты занимают не национальные кадры, а евреи…» Сегодня в Москве, если она не уехала, должна проживать дочь Карла Мартыновича – Людмила Карловна Граудина, доктор филологических наук. Она знает о нашей дружбе с ее славным отцом. Живет там и семья Михаила Матусовского – Инна, Евгения. Живет дочь Валерии Герасимовой – Аня Шаргунова, которую мы знали ребенком. Как сказал мне Вениамин Александрович Каверин (мы были связаны двадцатилетней дружбой): «Только смерть палача спасла евреев еще от одной трагедии».
Рига
Комментарии
Комментарий удален модератором
1. берия замочил...
2. ... ... ...
Сталин опережал Гитлера в успехах во всем, вот решил и с евреями - догнать и перегнать. Сдох! Гореть ему там ярко, где он отбывает за свои зверства. Сталин - Воплощение Зла для меня.
Бог, если он есть, то един для всех. Даже для папуасов. Но видимо у него есть зам. по евреям, который проспал в свое время и инквизицию и холокост и погромы. А проснулся только весной 1953, подмогнув конопатому мерзавцу сыграть в ящик. Похоже, не оставляет он евреев и сейчас. Но лучше поздно, чем никогда. На том и спасибо.
Эти события, кстати, подробнейше описаны у братьев Вайнеров в «Евангелии от палача».
Документ не врет.
Комментарий удален модератором
Когда этого НЕ случилось, великий коба/Зевс пришел в гнев, возненавидел окончательно ЭТИХ КИДАЛЬЩИКОВ евреев, развернул дело о космополитизме, дело Врачей (тысячи погибли), а как эпилог задумал Великую депортацию евреев в Сибирь с уничтожением большей части народа. Сдох падла.
Б-г все же сохранил еврейский народ, а затем вывел его из советии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Который нам описывал Америку с заднего прохода.
Недавно эта старая ж.. извините задница, по ТВ рассказывал каким был активным бойцом холодной войны. и таким же и остался. Россия опять это дерьмо вытаскивает из помойки.
Михаил Веллер. Американист
http://lib.ru/WELLER/american.txt
Комментарий удален модератором
А касаемо "проституток" от журналистики - ОНИ И СЧАС НУЖНЫ! -первые каналы по прежнему зомбируют плебс, он же - быдло, эта власть не проживет без лжи/дезы.
Моя мама, когда то давно давно, говорила. Человек должен слышать только то, что ему нравится. Или терять слух, если ему что то не приятно слышать))))
Я к сожалению это понял, будучи уже довольно.....взрослым)))))
Поэтому когда слышу бред каких то агитаторов, то просто переключаю каналы. А вот то что обычно говорит Веллер, всегда с удовольствием слушаю. Еще с давних советских времен научился для себя фильтровать информацию. Ведь каждый из нас, создал для себя определенный круг общения, друзей и приятелей, по своему вкусу и своим представлениям о жизни..
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Так что депортация готовилась, исключая "полезных евреев".
Сам я в школе слышал такие разговоры - мать сказала, скоро квартиры освободятся, порхатых всех в Сибирь увезут. Мать ходила уже насчет квартиры, сказали - поставили на очередь. Быстрей бы.
Вот представил что милион евреев пересилили в Бирабиджан. Подумалось. А как бы это отразилось на национальном самосознании народа? а компактное проживание на смешанные браки? Дети бы вновь начали учить идиш в школах...
Какое-то противоречие. Получается делая насильственный шаг в отношении отдельной личности. трудно сказать что Сталин готовил большое зло для евреев как народа.
Вот предлагаю подумать про это .
С евреями готовилось еще более страшное.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
По поводу готовящихся ж.д. катастроф - читал в воспоминаниях причастных лиц, из среднего звена администрации, Специально материал сейчас не искал, можно попробовать, хотя архивы снова малодоступны, - зачем гэбне открывать новую грязь.
Комментарий удален модератором
Но любое принудительное действие, по отношению у к людям, это преступление. В цивилизованном обществе, человек должен сам решать где, и с кем ему жить. И при любой насильственной депортации, гибнет не менее 30-40% людей.
А любую жизнь надо расценивать из позиции своей собственной. Хотите ли вы быть вымершей щепкой, когда рубят лес.
Что касается психологической подготовки крупномасштабной акции против евреев, то она велась по меньшей мере с 1949 года (кампания против «космополитов»). Пропагандистская истерия, развязанная в связи с «делом врачей», привела, по оценке Г. Костырченко, к «взрыву плебейского антисемитизма», в котором агрессивность, желание посчитаться с «убийцами в белых халатах» слились с паническим, животным страхом перед ними.==
все же 14 этносов СССР были депортированы, а первая фаза "решения"еврейского вопроса -дело о "космополитизме" и "дело врачей" с многочисленными жетрвами БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ!!!
Кроме того мотивация Сталина была подогрета тем(кроме его стабильной юдофобии), что "проэкт" Израиль НЕ СТАЛ 16-Й Республикой, как Коба надеялся и рассчитывал
линки:
http://www.lechaim.ru/ARHIV/105/madie.htm
http://kackad.com/kackad/?p=5295 - похоже серьезное исследование
http://kackad.com/kackad/?p=5425
пшол в ЧС, умник, общайся с себе подобными
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Кроме того мотивация Сталина была подогрета тем(кроме его стабильной юдофобии), что "проэкт" Израиль НЕ СТАЛ 16-Й Республикой, как Коба надеялся и рассчитывал==
Видите ли - это дискуссионный форум, не сайт научных исследований, эти публикации не претендуют на научность. Имеющиеся материалы и ЛОГИКА И ПРАКТИКА Сталинских "свершений" позволяют "экстраполировать" чтобы прийти к весьма вероятным положениям.
Для научных, надежных выкладок - необходим поход в госархив.
Смерть человека, это преступление.
Мне интересно, если бы лично вас коснулась смерть ваших родных от сталинских деяний или гитлеровских, вы бы искали им оправдания?
Разве можно сравнивать, людей самостоятельно убежавших от войны в Израиле, с насильственным переселением в СССР?
В 1954 году, мой отец решил не попадать под эти еврейские переселение, и мы уехали в Ср. Азию. Но это было его решение, и он знал куда уезжает.
Я видел в Ср. Азии людей которых сталинские фашисты туда переселили. И отлично знаю сколько людей при этом погибло. Эти люди никогда не простят преступный сталинский режим.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
То, что акция готовилась - при таком огромном количестве свидетельств, нет дыма без огня!!, - МНЕ ЯСНО, и я выражаю здесь СВОЕ МНЕНИЕ исходя из имеющихся материалов. Имею гражданское право! )))
Теперь логика в политике и практике событий:
1. Коба поддержал в ООН и вообще политически/военно создание Израиля, РАССЧИТЫВАЯ на, что страна
будет идти в ФОРВАТЕРЕ его политике на БВ, будет лояльна и близка СССР. Когда Израиль стал проводить САМОМТОЯТЕЛЬНУЮ политику, Коба с 1948 почувствовал что его КИДАЮТ и пришел в гнев!
Его обуяла ненависть к этим независимым хитрецам ПОСМЕВШИМ кинуть САМОГО и наметил отомстить им примерно:
2. Дело о КОСМОПОЛИТИЗМЕ- были репрессированы и уничтожены крупные деятели, как Михоэлс, разгромлены организации, см. материалы
3. Дело врачей - еще более гнусное дело об ОГОВОРАХ И МНИМЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ евреев, еще более массовые репрессии, репрессированы и погибли множество людей!
4. КАК ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ - ПОДГОТОВКА ДЕПОРТАЦИИ ЕВРЕЕВ С "СЮРПРИЗАМИ"
Мы находим столько материалов и свидетельств этой подготовки!
Мы не сомневаемся в добросовестном подходе Сталина к поставленным задачам!
Даже при отсутствии некоторых документов (уничтожены или недоступны) МНЕ ЛИЧНО КАРТИНА В ОСНОВНЫХ МОМЕНТАХ ЯСНА!!! Что я, пользуясь свободой выражать свое мнение - и отображаю здесь, не претендуя на строгость научных доказательств.
Если не оправдал - прошу пардону, мотивации проводить более серьезное исследование пока не испытываю.
Ну и международно-принятые моральные нормы не то что тысячу лет назад. а даже пятдесят я бы не стал сравнивать с нынешними.
Что касается переселения....
Ну возьмём маму потерявшую в войне всю семью и не меньше двух десятков родственников. чьи имена вспомнила для передачи в Яд-А-Шем. Она выросшая в относительной роскоши зажиточной интелегентной семьи. вернулась на руины ихнего дома. чтобы сорок лет отпахать рабочей на толевом заводе. Да не поверю. что в 53-ем. переселение её сильно напугало-бы. Как впрочем и отца. После тяжёлого ранения в 1942 и почти года по госпиталям. он работая на учёте сахара падал от голода(где другие наживали состояния). Не думаю. что человека без дома и одной парой штанов сильно пугало бы переселение.
Мои родители в 54 году уехали в Ср Азию, чтобы не попасть под депортацию. В 90 годы я и моя семья 4.5 года, жила в условиях гражданской войны. В которой исламисты убили свыше 150 тыс. человек, а порядка 400 тысяч европейского населения стали беженцами по всему миру. И нам тоже в 94 году удалось унести ноги.Так что я прекрасно на своей шкуре знаю, что такое бросить все, и куда то бежать..
Но естественно сытый голодного не разумеет. Что еще тут обсуждать
Я с этим согласен. только "голодными" были мои родители которых я знал хорошо.
А переводить спор на личность... это так типично... хотя уже казалось. что без этого обошлось.
Комментарий удален модератором
Пока!
Комментарий удален модератором
И все же наш народ выжил, поразительно способный в искусстве выживания народ, дай Б-г ему процветания!
Комментарий удален модератором
Пристрелил бы нескольких НКВДшных шакалов.