Фильм Орда

На модерации Отложенный

В фильме «Орда» показано меньше насилия и братоубийства, нежели это имело место в правящей верхушке Золотой Орды того времени. По-моему, чтобы занять трон хана, претендентам приходилось убивать всех братьев, вплоть до младенцев. Собственно, данный фильм — не о насилии. Исходя из слов создателей фильма, они попытались воссоздать атмосферу древности художественными средствами. И это им удалось. Пусть точность исторических событий часто не соблюдается, однако зритель может заглянуть в «око древности». Мне понравилась деревянная Москва. Быт и нравы татар, монголов, казахов, бурят и так далее в фильме соответствуют образу жизни кочевых азиатских племен. Главная идея фильма — один из ключевых элементов православного богословия, который опять совпал с государственными интересами в области патриотизма. Фильм спонсировала православная организация, этим почти все сказано. Конечно, данный фильм не назовешь топорно-агитационным. Патриотизм там воспитывается лишь изредка, в отдельных сценах, однако сценах с ярким эмоциональным содержанием. Например, идущие по степи славянские пленники, крупный план мальчика с перевязанной головой, бредущего за родителями. Или обезглавливание излишне высокого русича. Невозможно и представить сколько, например, пленных казахов, узбеков, китайцев и так далее бродило по степям огромной империи Чингиз-хана. Исторической правды ради следовало бы показать и их. Пренебрежение «политкорректностью» в данном вопросе вполне может родить национальную неприязнь. Хорошо, что авторы фильма «забыли» о том, что в то время Золотая Орда активно принимала ислам, а то бы он получился явно экстримистским. Ханы в фильме показаны равнодушными к религии.

 

ord4

 

Центральная идея фильма — христианское страдание и Божественное чудо в православном понимании. Митрополит Алексий вынужден ехать в Сарай-Бату, столицу Золотой Орды и лечить мать хана Джанибека, ослепшую во время казни славян. Алексий причислен к лику святителя, поэтому его портрет в фильме, несомненно, важен. Он представляет из себя «человека страдающего», идеал святости в православии. «Ничего я не сделал» — отвечает Алексий Московскому князю, когда речь заходит о совершенном им чуде: «может совпадение». Его голос тих, он много думает, он много знает о жизни. Он скромен, смренен, прост, мудр. У него не получается сразу же вылечить Тайдулу, мать хана. За это его раздевают до гола и отпускают на все четыре стороны. Сочувствующий ему высокопоставленный монгол, с которым он приехал из Москвы, приставлен к нему следить чтобы тот не помер: Алексию намеренно устраивают страдания, казня каждого третьего собрата по несчастью. И этот монгол озвучивает идею того, что происходит: «Может быть он страдает, как страдал его Бог?». И действительно, как страдания Христа сменились славой, так и страдания почти уже умершего Алексия сменились почетом и уважением: мать хана прозрела. Еще кровоточащего Алексия несут в баню: в бассейн с живыми рыбами, затем ему подают красивое блюдо с едой. Все возвращается на круги своя: митрополит снова становится митрополитом, садится на коня и уезжает в Москву. Однако это не все. Исцеленная Тайдула внезапно меняется. Она не благословляет очередного хана «на царство»: «Бог этого не хочет», — внезапно говорит она и узжает на коне в степную тьму. Голос за кадром вещает, что после этого в Золотой Орде началась большая смута, это государство развалилось и его территории отошли к объединившейся Руси. Сомневаюсь, что все территории Золотой Орды так скоро перешли к Руси. Скорее, конечно, они отошли уже России через много веков. Однако, вероятно, по мнению авторов фильма, этот процесс начался именно тогда. Что же, посыл понятен. Это рассматривается как духовная победа, победа не силой оружия, но силой подвижничества.

Иначе говоря, понятно, на чьей стороне был Бог. Если забыть масштабы братоубийственных войн за власть на Руси в то же время, то идея выглядит вполне привлекательно.

ord6

 

Однако есть в этом фильме то, что меня смущает как христианина. В итоге страданий Алексия благодать Божья являет себя: происходит исцеление, мышление матери хана меняется: она хочет исполнить волю Бога. Выходит, благодать проявила себя независимо от свободы выбора, образа мышления, представлений о Боге Тайдулы. Чудо Божье в данном случае не нуждалось в вере властителей Орды, оно действовало скорее вопреки всему. И поэтому, это чудо очень похоже на… колдовство. Алексий пострадал и благодать «сработала». Стало быть, стоит пострадать как Христос, и чудо обеспечено? Какая тонкая грань между подобным представлением о действии Божьей силы и просто магией! И это точно известно, православие проникнуто идеей страдания как очищения, а следовательно, платы за святость и чудеса. И как это не удивительно, православию постоянно нужна некая злая сила в лице, например, государства, чтобы иметь возможность страдать и очищаться. Теоритически, после страданий христианина разнообразные орды и другие формы деспотии обязаны исчезать, однако на деле происходит по-другому.

Дело в том, что несправедливые страдания не являются достаточным условием ни для чудес, ни для святости, ни для борьбы с грехом, со злом или деспотией. Благодать Божья не обязательно «вызывается с небес» страданиями, постами, молитвами. Собственно, на мой взгляд, неправильно смотреть на благодать как на бонус, как на награду или как на оружие, которое можно использовать, например против Золотой Орды или против болезни. Общение Бога с людьми — это гораздо более широкое понятие, которое включает разум, свободу выбора, поведение, мировоззрение человека. Сузить это представление — значит стать магом, жрецом, вызывающим небесные силы по мере надобности посредством ритуалов или страданий. Страдание тоже может быть ритуалом. Вряд ли Золотая Орда пала по причине Божественного заступничества за Русь. Я склонен видеть причины ослабления монгольской империи от Тихого океана до Черного моря в естественных закономерностях социальной жизни человеческого общества. То же самое касается Золотой Орды. Эти сугубо природные закономерности расцвета и деградации народов и государств Бог неизменно сохраняет и не касается их. Как говорится в Библии, «все возвращается на круги своя». Государства, страны и народы рождаются и исчезают, а личность человека остается. Если выйти из своих узких национальных рамок мышления, то очевидным становится одно: Бог не может занять сторону какого-то отдельного народа. Он заинтересован в развитии каждого народа на планете, а точнее — личностей, которые населяют разнообразные народы и территории.

 

ord3

 

В концовке фильма Бердибек, следующий хан Золотой Орды, спрашивает у Тайдулы: «Чего же хочет Бог?». Она с грустью отвечает «не знаю». Рискну сказать, что ответ на этот вопрос не такой уж и сложный. Бог хочет любви, милосердия, справедливости, мира между людьми. К сожалению, и сам Алексий в этом фильме не дает четкого ответа, чего же хочет Бог. И поэтому возникает ощущение, что Бог очень и очень далеко от всех героев этой картины. За два тысячелетия существования христианства, я убежден, мы обязаны определенно сказать чего же хочет Бог. От правильного ответа на этот вопрос, как верно замечено в фильме «Орда», зависит существование больших государств.