Константин Андреев: Варфоломеевская ночь

На модерации Отложенный

Варфоломеевская ночь - это не беда только католической церкви, это урок, который дан всем поколениям.

Константин Андреев, епископ Евангилическо-Лютеранской церкви Аугсбургского исповедания России:

Варфоломеевская ночь - такая болезненная тема для многих протестантов потому, что в эту трагическую ночь католики расправились со своими оппонентами.

Мы сейчас опускаем, скажем, политическую подоплёку потому, что, прежде всего, конечно это была борьба правящих кланов во Франции. Но религиозный аспект также был очень важен.

И вот этот религиозный аспект, который протестанты с сожалением вспоминают (гугеноты - это были, в общем-то, французские лютеране), переживают это, как трагическую страницу своей истории. Но я хотел бы заострить внимание зрителей на том, что, на самом деле, религиозный конфликт как таковой существовал и существует во все времена.

Если мы будем брать, например, тех же самых протестантов: Жана Кальвина, которого называли «женевским папой» в одно время. Почему? Потому что уровень религиозной нетерпимости в Женеве времён теократического правления Жана Кальвина достиг своего апогея. И, собственно, это та страница, за которую уже протестантам должно быть стыдно. Когда сжигались еретики на кострах, когда, в общем-то, очень серьёзным репрессиям подвергались католики инословной (как казалось Жану Кальвину) и пресвитерианской церкви, которую он установил.

Те же самые религиозные конфликты мы можем вспомнить и в России. Это противостояние, прежде всего, старообрядцев и православных (как принято называть - погромы немецкие), будем брать самый крупный погром 1914-го года, и до этого - во времена царствования Екатерины, Петра Первого регулярные погромы в Немецкой слободе в Москве.

Почему это всё происходит? Прежде всего, это происходит, если мы касаемся непосредственно Варфоломеевской ночи. Это происходит из-за непонимания своей природы, христианской природы, последователями той или иной религии, в данном случае - католической церкви. Это связано с тем, где человек ассоциирует свою жизнь.

Мы опять возвращаемся к этому аспекту: если мы строим Царство Божие здесь, совершенную церковь здесь, которая раз и навсегда должна занять позицию гегемонии, правящей церкви, которая будет всем указывать и говорить - что правильно, что неправильно, мы обязательно придём к Варфоломеевской ночи.

Сегодня среди российских протестантов, как наиболее активной (и это действительно так) части российского общества бытует мнение: вот все вопросы России были бы решены, если бы сегодня протестанты, например, пришли бы к власти.

Вы знаете, я с ужасом думаю о том, что было бы, если бы сегодня у нас не Русская Православная Церковь доминировала, а доминировали бы протестанты. Потому что уровень осознания себя, уровень активности, и при этом - духовный уровень, то, о чём апостол Иоанн говорил: «Детство, отрочество и уже зрелость, они абсолютно, совершенно на разном уровне».

И я боюсь, что мы имели бы тоже здесь определённые Варфоломеевские ночи. Поэтому Варфоломеевская ночь - это не беда только католической церкви, это урок, который Бог дал всем поколениям христиан для осознания себя: кто ты есть в Царстве Небесном. Осознание этого царства и, соответственно, понимание своих действий.

Два главных вопроса, на которые человек должен ответить в течение этой жизни: кто есть Бог, и кто есть я по отношению к этому Богу. И тогда ты ответишь на самый главный вопрос: кто я по отношению к ближнему своему: «Я призван, - как сказал Христос, - служить ему, или обратить его в свою веру?». А если нет, то тогда - Варфоломеевская ночь