Памяти Ивана Рыжова
На модерации
Отложенный
Рыжов Иван Петрович
Родился 25 января 1913 года в деревне Зелёная Слобода, Московская губерния, Российская империя.
Окончил училище при Московском театре Революции (1935).
В 1935-1940 годах — актёр театра Революции.
С 1940 года — актёр киностудии Союздетфильм (ныне — киностудия имени Максима Горького).
С 1945 года — актёр Театра-студии киноактёра.
Народный артист РСФСР (25.07.1980).
Иван Рыжов родился в крестьянской семье. Трудное детство, тяжёлая работа — начал паренёк свою трудовую жизнь колхозным бригадиром. В тайне же крестьянский сын всегда думал о сцене, мечтал о ролях, мысленно представлял себя тем или иным героем.
Как только появилась возможность, Иван Рыжов поехал поступать в Москву на «артиста». В 1935 году он окончил училище при Московском театре Революции. В этом же театре он проработал до 1940 года, а затем начал сниматься на киностудии «Союздетфильм» (ныне — киностудия имени Горького) и с этого же времени стал актёром Театра-студии киноактёра. Где и прослужил много-много лет. Ивана Петровича любили в театре. Он знал множество анекдотов, умел и любил похохмить, мог и по-хорошему похулиганить.
В кино Иван Рыжов дебютировал в 1939 году, сыграв есаула Сороку в фильме «Кубанцы». Потом были роли в драме «Брат героя» и в исторической картине «Первопечатник Иван Федоров». Озорной парень в приключении «Кащей Бессмертный» и Свистунов в комедии «Ревизор».
С 1940 года он постоянно работал на студии "Союздетфильм" (впоследствии — студия имени Горького). И всё же, как киноактер, Рыжов долгое время был невостребован. По мнению режиссёров, в молодости образ у него был какой-то невнятный. Может быть, потому его немногочисленные ранние работы впоследствии были забыты зрителями.
Так продолжалось достаточно долго, пока Иван Рыжов не перешагнул сорокалетний рубеж и не начал приближаться к «образу деда». Вот тут то режиссёры вдруг «увидели» актёра.
Возрастные роли в кино Иван Рыжов начал играть во второй половине 1950-х годов. Колхозник в мелодраме «Дело было в Пенькове», казак в «Тихом Доне», чуть позже: строгий Волков в мелодраме «Алёшкина любовь» и незадачливый вахтёр в комедии «Девичья весна». Дальше — больше. С годами интерес к актёру только возрастал.
Очень скоро окончательно определилось и его амплуа. Иван Петрович в основном появлялся на экране в эпизодах, играя простых людей, мудрых и добрых. От его героев исходило какое-то излучение доброжелательности, простоты и искренности, плюс всё это «приправлялось» долей живого народного юмора. Собственно говоря, Иван Петрович даже и не играл, он проживал своих героев, — ведь он и в жизни был таким же. На съёмках актёр практически не пользовался гримом, — его абсолютно «неактёрское» лицо не требовало каких-то корректировок. Герои Рыжова и без этого были очень близки народу.
Особенно органично Иван Петрович «вписывался» в картины Василия Шукшина: будь то заведующий базой в фильме «Живёт такой парень» или проводник в лирической комедии «Печки-лавочки».
А как сочно им был сыгран Фёдор Байкалов, отец главной героини в «Калине красной»! Он вообще был «актёром Шукшина», как и Георгий Бурков, и Леонид Куравлёв, и Алексей Ванин. Василий Макарович любил этих актёров и всегда старался найти хоть маленькую, но значимую роль.
К работе Иван Петрович относился с огромной ответственностью. Каждый раз он создавал новый живой образ: справедливый отец Ипат в драме «Угрюм-река» (1969) и угрюмый Андрон Овчинников в телефильме «Тени исчезают в полдень» (1971-1974), царь Евстигней XIII в сказке «Иван да Марья» (1974) и старший мастер Сергей Степанович в комедии «Неисправимый лгун» (1973), домоуправ Пал Титыч в драме «Белый Бим Чёрное Ухо» (1977) и председатель колхоза в мелодраме «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978). Мастера и бригадиры, председатели колхозов и директора, завхозы и домоуправы, и просто: отцы, деды, соседи — всё это герои Ивана Рыжова. Эпизоды, эпизоды… Рыжова по праву можно назвать одним из лучших «эпизодников» страны — наряду с легендарным Михаилом Пуговкиным. Главных ролей в его биографии было совсем немного, но в тени Иван Петрович никогда не оставался. Да разве можно забыть его директора конезавода «товарища генерала» Стрепетова во всенародной драме «Цыган», или Гаврилу Афанасьевича Ртищева в фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»?! Что ни роль — очередная грань его многогранного актёрского таланта.
Одни из последних своих ролей (Шапкин в комедии «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» и Тимофеич в лирическом фильме «Орёл и решка») Иван сыграл, когда ему уже перевалило за 80... Его последней киноработой стала картина "Пионерка Мэри Пикфорд", снятая в 1995 году.
В течение многих лет Рыжов был одним из постоянных актёров сатирического журнала "Фитиль".
Иван Петрович был человеком стопроцентной доброты, трудно найти, наверное, кого бы ещё больше любили люди. Он был очень веселый человек, и никто никогда не видел его в унынии. У него был какой-то особый юмор, который проявлялся всегда неожиданно и к месту. Он был удивительный артист и человек, хороший семьянин. Так случилось, что когда тяжело заболела жена Иван Петрович буквально 4 года не отходил от её постели, ухаживал, отказывался от ролей, но в конце марте 2003 года она скончалась. Сам актёр лишь на год пережил свою супругу.
Иван Рыжов ушёл из жизни 15 марта 2004 года в московской больнице. По рассказам дочери это произошло по халатности медперсонала, отец упал и порезал руку. Ему вовремя не оказали помощь и он потерял много крови. Панихида проходила не в Доме кино, как бывало с другими известными актёрами, а в больнице имени Боткина, в которой его не стало. Там же, в маленьком храме при больнице прошло отпевание. Проститься с актёром пришли только родственники и несколько деятелей искусства. Но он ведь и сам был на редкость скромный человек...
Похоронен актёр на 25-м участке Перепечинского кладбища рядом с могилой жены Нины Никольской (1918-2003).
Комментарии
на деле обычное человеческое дерьмо мыслительной деятельности.
Не сотвори себе кумира.
"Человек живёт столько, сколько о нём помнят". Помним.