Россия лидирует по числу обвинительных вердиктов Европейского суда по правам человека. В 2012 году ЕСПЧ удовлетворил 122 иска против России. Больше всего россияне жалуются в Страсбург на пытки, незаконные задержания, нарушения прав на справедливый суд и свободу высказываний, говорит эксперт «Газеты.Ru». Исполняя решения ЕСПЧ по конкретным делам, российская власть на системном уровне продолжает их игнорировать: законы, приведшие к нарушениям прав человека, продолжают действовать, поэтому россияне продолжают заваливать ЕСПЧ однотипными жалобами.
В прошлому году Россия заняла первое место по количеству обвинительных вердиктовЕвропейского суда по правам человека, следует из его доклада. ЕСПЧ удовлетворил 122 иска из России. Всего россияне подали 28,5 тыс. исков, большая часть которых — 22,1 тыс. — были признаны неприемлемыми и отклонены. На втором месте после России оказалась Турция (117 обвинительных вердиктов), на третьем — член Евросоюза Румыния (70 решений), а на четвертом — Украина (69 решений). В целом в ЕСПЧ в 2012 году поступило 128,1 тыс. исков.
Россияне получили возможность обращаться в ЕСПЧ после ратификации Россией 30 марта 1998 года Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. За два года до этого Россия вступила в Совет Европы.
Если в 1999 году граждане России подали 971 жалобу в Европейский суд, то уже на следующий год их было 1322, а в 2001 году — 2104. Далее число исков от россиян продолжало расти, достигнув своего пика в 2011 году — 40 225 исков. Жалобы в ЕСПЧ в разное время подавали многие фигуранты громких процессов: Михаил Ходорковский и Платон Лебедев,
а также экс-сотрудник службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин, отбывающий пожизненное заключение. Свой приговор обжаловали участницы панк-группы Pussy Riot. Во вторник в Страсбургский суд с жалобой на «закон Димы Яковлева» обратились четыре американские семьи, собиравшиеся усыновить детей из России.
«Большая часть исков отклоняются еще на досудебной стадии. Это происходит по нескольким причинам: если истец подал жалобу по истечении шестимесячного срока с момента последнего решения российского суда, не исчерпал все возможности национального судопроизводства (то есть не прошел все стадии и апелляции в российских судах, включая Верховный суд. — «Газета.Ru») или заявил о нарушении прав, которые не защищает Европейская конвенция о защите прав человека», — пояснил «Газете.Ru» правовой аналитик правозащитной ассоциации «Агора» Дамир Гайнутдинов.
По его словам, чаще всего заявители из России жалуются на незаконное задержание, пытки, нарушение права на справедливый суд и свободу слова. Процедура рассмотрения дела в ЕСПЧ может занимать несколько лет, говорит адвокат Вадим Прохоров.
Правда, уточняет Дамир Гайнутдинов, если речь идет об угрозе жизни или здоровью, Европейский суд может принять экстренные меры и рассмотреть жалобу в течение недели, но это единичные случаи, а в ЕСПЧ ежегодно поступают десятки и даже сотни обращений.
«ЕСПЧ завален исками, иногда приходится ждать решения несколько лет, как это было с обжалованием итогов выборов в Госдуму 2003 года», — отмечает Прохоров.
В 2004 году КПРФ, «Яблоко» и инициативная группа граждан, в частности, Владимир Рыжков и Ирина Хакамада (в 2003 году СПС, одним из лидеров которого она была, не прошел в парламент), обратились в суд с требованием признать результаты выборов в Госдуму недействительными из-за неравномерного распределения эфирного времени в пользу «Единой России».
«Мы собрали хорошую доказательную базу. Верховный суд, в ежедневном режиме заседавший пять недель подряд, пришел к выводу, что нарушения были, но недостаточные для отмены итогов выборов. В августе 2005 года мы обратились в ЕСПЧ, и только 19 июля 2012 года он принял решение, что не находит нарушений. Такой вердикт показал, что на несколько лет обращения в ЕСПЧ по избирательным делам потеряли смысл», — заключает Прохоров.
Статистика ЕСПЧ отражает реальное положение дел, считает глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
«При отсутствии нормальной работы судов это (большое число обращений в ЕСПЧ) естественно. Если бы у нас был справедливый суд, руководствующийся законами, а не капризами судей или начальства (власти), обращений было бы меньше, — уверена правозащитник. — За последние 10 лет ситуация только ухудшилась: во времена Ельцина вмешательство федеральной власти в судебные решения было гораздо ниже, хотя и тогда было много проблем — вмешательство местных властей, коррупция, неграмотность судей, которые никуда не делись».
По ее словам, судьи почти не применяют международные конвенции, ратифицированные Россией и обязательные для исполнения, зачастую выносят решения, не вникая в суть дела, — просто переписывают текст обвинения.
«Более или менее нормально работает только арбитражный суд, суды по гражданским и уголовным делам просто ужасны (99% решений по уголовным делам носят обвинительный характер. — «Газета.Ru»)», — сказала Алексеева.
При рассмотрении конкретных обращений граждан ЕСПЧ работает пусть и медленно, но эффективно, считают эксперты.
«Для конкретного заявителя Европейский суд — эффективный способ восстановления своих прав, решения ЕСПЧ дают дополнительную возможность отстаивать свои права в российских судах», — говорит Гайнутдинов. «Пока остается уповать только на Страсбургский суд, но и его решения не всегда выполняются», — напоминает Алексеева.
Исполняя решения ЕСПЧ по конкретным делам, на системном уровне власть продолжает их игнорировать: законы, приведшие к нарушениям прав человека, продолжают действовать, говорят эксперты.
«Власти не принимают системных мер по улучшению ситуации в законодательстве. Из года в год в ЕСПЧ поступают однотипные жалобы», — отмечает Дамир Гайнутдинов. «Исполнение решений ЕСПЧ ограничивается выплатой компенсаций, но за этим не следует комплексное изменение законов и практики, сделавших возможными эти нарушения», — соглашается Людмила Алексеева. «Режим занял агрессивно-оборонительную позицию (по отношению к европейским институтам, включая ЕСПЧ. — «Газета.Ru»). Если он сам не хочет меняться, то никакие внешние решения Европейского суда не помогут», — подводит итог Вадим Прохоров.
Комментарии