Высоцкий. Спасибо, что умер
\Сегодня в МП Зинаида Суворова, разместила статью о В. Высоцком -
(http://maxpark.com/community/129/content/1786649#comment_22088304) под заголовком "Любимый шут эпохи застоя", написанную неим Сергеем Рогановым, позиционирующем себя, как "философа"
Вне всяких сомнений Сергей Роганов, человек не глупый, но если бы мне прочитали эту статью и спросили, что я думаю о ее авторе, я бы сказал, что ее написала большая сволочь. Автора с таким талантом, с удовольствием взял бы в свой аппарат Михаил Суслов. Но надо думать, что и во времена Путина, он будет востребован по полной.
Прочитайте другую статью, написанную сегодня заместителем главного редактора PublicPost, Николаем Клименюком.

Высоцкий. Спасибо, что умер
Я живу в Большом Каретном переулке. На соседнем доме висит мемориальная доска: здесь жил юный Владимир Высоцкий. С утра, в день 75-летия Высоцкого, движимый любопытством, я посмотрел, не положил ли кто цветов к табличке или к подъезду. Не положили. Я совсем не удивился.
Юбилей Высоцкого официально вроде бы отмечается. По телевизору показывают какое-то документальное кино, а в прошлом году в кинотеатрах крутили кино художественное — про очень похожего лицом на Высоцкого наркомана, который чуть было не загнулся без дозы. Осмелюсь предположить, что это и есть исчерпывающий образ кумира 70-х и 80-х, востребованный в наши дни — бонвиван и богемный персонаж, которому наплевать на всякие советские условности и ограничения. Для такого, увиденного из современной России Высоцкого — поп-звезды вроде Элвиса или Битлов — поздний СССР был не более чем романтической кулисой. Такой Высоцкий — скорее явление стиля, чем герой общества.
Между тем Высоцкий был, без всякого преувеличения, главным моралистом эпохи. В стране, значительная часть которой прошла через лагеря (сидели, сажали или сторожили), воровской "этический кодекс" — не кидать и не стучать — стал главным нравственным императивом. Благодаря Высоцкому эта этика стала достоянием национальной культуры — тут вполне уместно выразиться высокопарно: Высоцкий ее воспел. То, что он именно пел, сделало его творчество, как сказали бы сегодня, вирусным — в обществе, задушенном цензурой, устное слово распространялось куда лучше печатного, а под аккомпанемент гитары можно было воспроизводить устные тексты подлиннее анекдотов. Ну и, конечно же, магнитофонные записи были значительно доступнее и безопаснее печатного самиздата.
Высоцкий не уделял большого внимания отношениям человека и "большого общества".
Его герои чаще всего принадлежат небольшим, даже микроскопическим коллективам, в которых выше всего ценятся товарищество, надежность, чувство локтя: альпинисты в горах, шахтеры в забое, моряки в море. Настоящий человек — такой, на которого можно положиться, "он стонал, но держал". Условности "большого общества" для таких отношений вообще не имеют никакого значения. Как заповеди — просто для понимания, сложно для выполнения.
В отношениях с "большим обществом" эти качества складывались в общую картину "порядочности". В позднем Советском Союзе, все еще репрессивном, но уже не слишком людоедском и тоталитарном, быть "порядочным человеком" (по крайней мере, в понимании интеллигенции) было довольно просто: не стучи, не предавай, не вступай в КПСС, не сотрудничай с властями, не участвуй в пропаганде. На практике это было, разумеется, совсем не легко, но принцип привлекал своей чистотой и понятностью.
Страшно сказать, но сегодня "этика Высоцкого" выглядит совершенным анахронизмом. Уголовная по своему происхождению идея "порядочности" — не быть доносчиком и предателем — разрослась в современной России до масштабов чуть ли не национального бедствия. В том смысле, что любой групповой или клановый интерес оказывается важнее какого угодно другого, и "не предать" своего "злодея" естественнее, чем, например, отвернуться от него.
Для общества позднего СССР, отравленного официальной ложью и лицемерием, было жизненно важно восстановить нравственность на уровне непосредственных отношений между людьми — не предать, не обмануть. Для современной России, где ничуть не меньше лжи, но намного больше личной свободы, гораздо важнее оказались отношения частного человека с "большим обществом". После того, как исчезло понятное зло в лице Политбюро и КГБ и иже с ними, все сделалось очень сложно.
Я не могу представить себе Высоцкого, решающего проблему, идти ли на юбилей к выдающемуся музыканту Башмету, который слишком страстно обожает Путина, и уместно ли отказаться от участия публично. Или, например, не западло ли водить дружбу с "героями воровской приватизации", а не с простыми ворами. Не говоря уже о том, что эти самые обычные, вполне симпатичные Высоцкому воры в 90-е перестали казаться такими уж романтическими аутсайдерами.
Высоцкий, титаническая фигура позднего СССР, в сегодняшней России скукожился до стильного наркомана с силиконовым лицом. Жалко, что человек Высоцкий умер молодым. Слава Богу, что культурный герой Высоцкий не дожил.
http://www.publicpost.ru/profile/id/677/
Комментарии
Если б дожил, наверняка бы играл заметную роль на съездах народных депутатов в конце 80-х. И очень бы огорчился увидев, как вывернулась наизнанку мечта о свободе, в наше время.
Не вынес бы этого и Высоцкий.
Так что, по-моему, обе статьи о Высоцком интересны и правдивы правдой их авторов. С большим к Вам уважением, вступила в сообщество только для того, чтобы написать этот коммент.
Да он не переврал факты. Но он не договорил их все, а полуправды не бывает. Не забывайте, что эта якобы "вседозволенность и свобода" для него появилась тогда, когда замалчивать, не давать играть, не выпускать за бугор, уже было для власти невозможно. Их бы засмеяли люди. И власть этого боялась. Ведь у него не было ни одного объявленного сольного концерта. В 70-ом или 69-ом, не помню сейчас точно, по Москве были расклеяны афиши, что во дворце спорта в Лужниках состоится концерт с его участием. Мне удалось попасть на тот концерт. Он уже подходил к концу, но объявленного Высоцкого так и не было и вот конферансье вышел и объявил, что его не будет, а сейчас будет петь, впервые приехавшая в Москву, но уже достаточно известная в мире Мирей Матье. Ей не дали петь. Публика стучала ногами, свистела, орала требуя Высоцкого...
Я о другом - смог бы ВСВ писать сегодня? Смог, имхо. Он - вне времени.. Писал и о войне, и о альпинистов, про моряков, подводников и т.д....
О умел - СОПЕРЕЖИВАТЬ....
Комментарий удален модератором
Его творчество это оголенный нерв. Не зря и книга его стихов так названа.
Теперь по второму пункту. Внутренний цензор, опасающийся неприятных последствий, критических слов в адрес власти, живет в душе, каждого. С этой точки зрения, все равно, какое время на дворе. Но внешняя цензура, желание ее обойти, не поступившись своими убеждениями и принципами и в то же время надежда когда-нибудь быть услышанным или прочитанным, заставляла авторов кристаллизовать свою мысль, даже тогда, когда писали "в ящик стола". Риск придает дополнительную яркость, согласен...
Моськи, лающие на Слона...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Сейчас, когда Высоцкого нет, кто угодно может писать всё, что угодно. "Вымазал чистую правду, а так - ничего..."
А в современной жизни, увы, кроме уголовной романтики - ничего не нашел. Потому, что не было ничего стоящего - только ложь и двойные стандарты.
Кстати. мы все, вслед за ним, повелись на эту романитику немного позднее. в 90-х. В итоге получили криминальный капитализм
Подробности его частной жизни волнуют его поклонников значительно меньше. И потуги серых и никому не нужных личностей умалить любовь к яркому самобытному , талантливому, заметному человеку жалки и ничтожны