Муравейник на Волге


Олег ЗОИН

Муравейник на Волге

 

Отрывок из романа "Дирижабль СОЮЗ"

 

В сентябре же произошло заседание профкома, где распределили квартиры. Нам с Марией на четверых выделили две комнаты в четырёхкомнатной квартире в новом доме на "Космосе". Ещё через неделю я взял расчёт и зачем-то уволился с кайфовой должности.

Идея была проста – поехать в Тольятти и попытаться устроиться на более уважаемую работу, чтобы как-то разорвать порочный круг дурацких работ...
До Куйбышева (до революции – Самара) добрался поездом, а в Тольятти попал автобусом. Дело шло к вечеру, и перво-наперво нужно было подумать о ночлеге. Никаких гостиниц я не нашёл и методом опроса пробегавших (в этом городе никто спокойно не ходил) местных индейцев  выяснил, что просто надо зайти в любой дом (все новые пятиэтажки представляли собой общежития), а там в любую комнату и попросить ребят организовать кровать или матрац. Пароль – бутылка.
Проблема бутылки в Тольятти, где на период строительства автогиганта действовал сухой закон, решалась очень просто. На каждом углу стояла "Волга" с открытым багажником. Водитель вроде собирался менять колесо. Около были картинно разбросаны домкрат, колесо, грязные тряпки. В открытом багажнике под потрёпанным суконным одеялом стояло два ящика водки, которую водила загонял по четыре рубля за бутылку против магазинной цены в 2-87.
Простая арифметическая операция вычитания говорила, что на каждой бутылке спекулянт имел по 1-му рублю 13 копеек. А с двух ящиков соответственно 45  рублей 20 копеек.

Я начал считать дальше. Даже если приехать из Куйбышева двадцать раз в месяц, то можно шутя иметь девятьсот рэ чистого дохода. Если же ещё машина служебная и не надо тратиться на бензин (хоть он и дешевый, по 4 коп. за литр, но всё равно потянул бы определенные расходы), то можно за год такой работёнки иметь новую "Волгу"…
Когда я взял-таки за 4 рэ бутылку и пошел искать ночлег, то эта белая зависть с её расчетами буквально изгрызла меня на пути к ближайшей общаге.
Незнакомые ребята приняли путника хорошо. А узнав, что я ещё и с паролем, подобрели вконец и пригласили гостя за холостяцкий стол. Так я за один вечер узнал о ВАЗе столько, что с утра пошёл в управление кадров  вполне подкованным.
Однако там не нашел понимания. Службы снабжения оказались давно укомплектованными, а для технических я не имел соответствующего образования... С тем претендент и вышел на свет божий.

Возвратясь домой, я как-то раз без всякого смысла торчал под своим домом (Ленина, 91) у входа в кинотеатр "Заря", как вдруг меня окликнул мужчина небольшого росточка с красным лицом здоровяка и кривым носом. Оказалось, что это один наш соученик по 23-й школе, Боря Золотник. Он хорошо меня помнит, но я его вначале не признал, так как он был на два класса после, а разве запомнишь мелкоту? Он представился, и мы разговорились. Когда Золотник узнал, что я временно без работы, то сразу стал уговаривать бывшего комсорга школы пойти к нему в СМУ "Энергоцветметгазоочистка" начальником бюро  в возглавляемый им отдел снабжения.
Как растут люди! И, главное, что ценно, не забывают своих комсоргов.
На следующий день я приехал к нему на работу, написал заявление, Боря зашёл к шефу и через десять минут вышел уже с приказом о зачислении, правда, всего лишь старшим инженером.
Там я проработал до конца года. Мерзкое место, где меня гоняли, как собачонку.