Уменьшаем зависимость от Запада?

Впервые за последние 30 лет Россия резко сократила ввоз труб для нефте- и газопроводов.
Комментирует экономист Игорь Войтенко:
- Данные ФТС и российских трубопрокатных компаний за 2012 год говорят о том, что положение наших дел в отрасли позволяет сократить влияние Запада на внутренние и международные нефте- и газопроводные проекты России.
Сегодня импорт стальных труб из дальнего зарубежья снизился почти втрое (примерно до 245 тыс. тонн), из ближнего – в 1,7 раза (до 510 тыс. тонн). Это связано с ростом производства в России собственной продукции, ввиду ее большей потребности. Так, доля отечественных труб в новых и реконструируемых нефте- и газопроводах, в том числе в экспортных, к середине января 2013 г. превысила 40% против 25-30% в 1990-х - начале 2000-х годов. Такая тенденция весьма важна в связи со стратегической ролью нефте- и газоэкспорта в экономике и экспорте России.
Минимум 40% наших ежегодных бюджетных доходов и свыше половины экспортных формируется, увы – со второй половины еще советских 70-х - именно за счет экспорта «черного золота» и «голубого топлива». Поэтому создание новых и обновление действующих трубопроводных систем имеют для России и немалое политическое значение.
Данное обстоятельство было учтено Западом еще в 1970-х, когда СССР предложил Евросоюзу крупные долгосрочные поставки нефти и газа.
Запад согласился, но выдвинул условие: Советский Союз будет использовать в этих экспортных проектах в основном их трубы, а советское трубное производство надлежит сдерживать. С чем Москва и согласилась.
С тех пор именно зарубежная трубопрокатная продукция стала основой советских, а затем российских нефте- и газопроводных артерий. Положение усугубилось после распада СССР: до половины уже экс-советской трубной продукции тоже стало импортной – в основном украинской. Напомню, руководство Украинской ССР в 1960 – 1970-х сделало всё возможное, чтобы та же отрасль не получила должного развития ни в Белоруссии, ни в «нефтегазоизбыточном» Азербайджане…
Словом, высокая зависимость РФ от импорта данной продукции после 1991-го усилилась. Что, в свою очередь, позволяло зарубежью впрямую влиять и на освоение в России новых топливных ресурсов, и на объемы нефте- и газоэкспорта, и на строительство самих трубопроводов. Что, в свою очередь, стало немаловажным рычагом и политического давления на нас.
Между тем, трубопрокатные мощности России, по экспертным оценкам, способны теперь в считанные годы полностью устранить этот импорт и, вдобавок, экспортировать российские нефте- и газопроводные трубы. И, судя по всему, именно такая тенденция начинает возобладать. Что для страны будет иметь не только экономическое, но и политическое значение, позволяя ей ни от кого не зависеть.
Комментарии
=
А что по этому поводу говорит ВТО?
Дело в том, что когда в 2005-2006 годах государство объявило своей целью активное импортозамещение, оно не потрудилось никоим образом хоть как-то обозначить прогноз по будущим потребностям и отрегулировать возможное предложение. В итоге этим делом занялись все металлурги, какие у нас есть, т.е. прямые конкуренты. Нужно иметь в виду, что это конкурируют не булошные, а крупные заводские агломерации с десятками тысяч работников и членов семей.
Результат: мощности РФ по производству ТБД (труб большого диаметра) сегодня составляют 5 млн.т./год, а потребление, к примеру, по итогам 2012 г. - около 2 млн.т. Это означает, что заводы, в которые в 205-2009 г.г. влуплены миллиарды долларов, загружены на 40%. Это, в свою очередь означает, что несокращаемые общепроизводственные издержки будут размазаны по 40% выпуска, прибыль упадет, сроки окупаемости проектов удлинятся, кредиты придется реструктурировать.
Однако эти проекты столкнулись с определенными трудностями в их реализации. Так, инвестиционное решение по «Южному потоку» уже было перенесено на ноябрь 2012 этого года и не принято до сих пор. Проект «Алтай» вообще не значится в инвестиционной программе «Газпрома» на 2012-2014 гг., в связи с отсутствием договоренности по цене с китайскими потребителями. Единственным крупным проектом в инвестиционном фокусе «Газпрома» остается Бованенково-Ухта-Торжок, однако план по нему еще может претерпеть изменения. Вновь перенесены сроки принятия инвестиционного решения по проекту разработки Чаяндинского месторождения и строительства газопровода «Якутия-Хабаровск-Владивосток» протяженностью почти 3 тыс. км.
Гордость в связи с импортозамещением - это, конечно, хорошо. Но куда продавать трубы? Этот вопрос должен всех беспокоить сегодня гораздо сильнее. Не дай бог "встрять" сегодня ЧТМК, ОМК, ТМК - Пикалево покажется детским лепетом.