Почему мы тормозим? Ограниченность не обязательна…

На модерации Отложенный

Врожденные задатки человека и результативный характер их последующей реализация  – это как небо и земля. Чаще всего эти задатки загоняются в «рамки» человеческой культуры стойлового периода нашей последней цивилизации. Эта культура определила для разумных существ роль неразумных созданий-марионеток, обставив их со всех сторон забором типа «туда не ходи – сюда ходи», потому что «так нужно», потому что так якобы правильно. А в результате – масса последствий; и невозможность вырваться за рамки заколдованного круга обычных экономических неурядиц, в которых погрязли разные человеческие сообщества и государства. Выход со сложных ситуаций пытаются найти в рамках традиций все той же стойловой культуры, где правят бал Государство и Церковь.  Однако выхода, на самом деле из этой ситуации, без осознания подлинного характера своих оков, быть не может. Культура извращенной человеческой природы, закованная в цепи догматических ограничений, перекрывает взгляд, не позволяет человеку осознать реальность. И, разумеется, все это берет начало с нашего раннего детства.

У существа очень похожего на нас, появившегося минуту назад на свет, которого в обиходе все называют ребенком, самые лучшие качества заложены природой на генетическом уровне. Именно они заставляют его отчаянно бороться за то, чтобы выжить и стать человеком. Мы рождаемся обыкновенной голенькой обезьянкой, зверенышем – достойным представителем своего вида. который по зоологической классификации относится к классу Млекопитающих (Mammalia), или как их еще называют – к классу Зверей (Terrius). Только от того, насколько этому ребенку повезет с человеческой заботой, или не повезет, зависит то, кем он вырастит. В родной человеческой среде он обычно вырастает Человеком, в чужой, но не всегда враждебной среде, например, в приютившей его семье волчицы, он так и остается зверенышем.

У старых охотников есть известное выражение: «50% породы собака получает с молоком матери». Это означает, что щенки высококлассных производителей с выдающимися охотничьими качествами, подкинутые на воспитание суке дворняжке, вырастают с абсолютно иным поведением, не отвечающим в полной мере качествам их однопометников выращенных матерью. По сути, мы имеем дело с процессом искусственного ограничения врожденных задатков организма под воздействием изменившихся условий естественного развития. Еще более разительный характер имеют ограничения природных задатков детенышей человека, выращенных по доле случая, в семье волчицы, или других животных. Ребенок попросту вырастает зверенышем.

Между этими крайностями лежит довольно широкое поле, в общем-то, нормального воспитания человека – начиная с пеленок (или даже с внутриутробного развития) до момента начала взрослой жизни и дальше. И суть этого воспитания состоит, по большей части, в стихийности и недальновидности, дополненной  формализмом обучения в школе. И, конечно же, все усугубляется проблемой ускоренного развития дошколят в сочетании с преждевременным отупением чувств и интересов. А когда весь мир начинает вращаться вокруг одной маленькой кнопочки, невольно вспоминаются слова знаменитого киноактера Филиппова о «чертовой кнопке», которая просто обязана быть во всем, что можно потрогать в этом перевернутом мире. Но мир все такой же, как был раньше, а человек, который вроде бы его уже «перерос», почему-то абсолютно не понимает, что творится вокруг.  

Отсутствие должного воспитания, присутствие неверного воспитания, воздействие улицы и среды – тянется от наших дедов и родителей через всю нашу жизнь, жизнь наших детей, и теперь оно, наконец, добралось до наших внуков.

Все плюсы и минусы такого воспитательного конвейера видны с позиций времени, но, к сожалению, все это недоступно пониманию тех, кто именно сейчас тянет свою родительскую лямку, чтобы поднять детей на ноги. По правде говоря, кроме проблем добычи хлеба насущного, чтобы прокормить и одеть детей, большинству родителей не хватает просто времени, чтобы уследить за всем остальным. И все же, с позиций того же времени, видится совершенно иная картина воспитательного процесса, где бы от предков к каждому следующему поколению передавался  иной тип воспитания, когда бы дети росли в иных  параметрах воспитательной среды. И тогда, от дедов, родителей, к новому поколению родителей и внуков, действительно передавалась эстафета заботы о детях с позиций раскрытия их потенциала и приучения к труду. Если бы скажем, это было сделано раньше, то сегодня, минуя все житейские подробности,  у нас было  бы иное качество человека, на голову выше нас всех.

Однако ничего этого нет, и мы застряли в этой системе угнетения и ограничения наших человеческих возможностей, причем, кажется надолго.

Не возможно куда-то двигаться, не зная направления. Как определиться с направлением, если существо не может определить самого себя? Ребенок, выросший в семье волков, воспринимает себя как полноценного члена волчьей стаи. Но мы, то другие, мы знаем, в чем состоит наша человеческая сущность…

Серьезно?

Те, «сделанные в грязе-лаборатории» счастливчики понимают свою человеческую сущность?

Увы, но это не так. Но вырваться из этой западни недопонимания и ущербного восприятия мира – то ли «своими» волчьими глазами, то ли «своими» глазами двуногих божьих овечек, это почти одно и, то же.

Самое интересное здесь то, что все это ЛОЖНЫЕ АНТИЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ стереотипы человеческого поведения, сформированные под воздействием чуждых человеческой природе, неадекватных условий воспитательной среды.

Разумеется, вовсе нет нужды грести всех под одну гребенку, но, то, что эти чуждые человеку условия буквально гуляют вокруг всех нас в нашем хваленом Обществе, это факт.

В жизни человека есть несколько определяющих вещей, заложенных на уровне нашей генетической природы, формирующих в дальнейшем человеческую личность, а через нее – и характер ее ближайшего сообщества. В первую очередь – это лояльность и эгоизм, перерастающий со временем в конкуренцию.

Новорожденный ребенок абсолютно лоялен по отношению к своим родителям, или воспитателям. Это позволяет ему адаптироваться к новой среде, даже, если она по каким-то причинам выходит за рамки видовых параметров заботы за потомством. На уровне раннего детского возраста нет разделения человечества на разных «своих» и «чужих» людей – это разделение приходит к ним с человеческой культурой, культивирующей недоверие и неприязнь к другим.

В процессах раннего воспитания человека, начиная с рождения, задействуются известные природные задатки лояльности к родителям, эгоизма и солидарности по отношению к другим детям; а также закрепляются моменты полученных жизненных уроков через механизм импринтинга (запечатления) образов -  явления впервые изученного и описанного Нобелевским Лауреатом К. Лоренцом. По сути, это запечатление создает стойкие (психологические) установки поведения. Подобное формирование многочисленных поведенческих реакций, наряду с другими  естественными, или искусственными факторами (целенаправленного или непреднамеренного) вмешательства, способно создавать как положительные установки, так и отрицательные. В принципе, большинство установок создает человек себе сам, даже не догадываясь о тех положительных, или отрицательных последствиях, которые от них исходят. Механизм психологических установок «хорош» еще тем, что он позволяет дрессировать детишек, как собачек, вводить в эти установки вредительскую (хуже вирусов) программу, и издеваться над детским организмом, без боязни понести за это наказание.

И это, помимо всего прочего, любимое занятие взрослых (на вид серьезных) людей, которые просто не осознают последствий своей дурной «заботы» о любимых детишках. Разумеется, заблуждающихся можно простить и даже нужно простить. Но разных сообразительных типов, использующих методику психологических установок вполне сознательно для формирования ограниченной личности, простить никак нельзя. И этого «добра» вокруг нас полон воз. Церковь, например, в последнее время распоясалась до предела, а государственные мужи ей в этом потворствуют. Стараются тут не отстать и добродетельные мамочки, не ведая о том, что это зомбирование детей многим из них еще аукнется, когда детки подрастут – такой контингент очень просто перепрограммировать под задачи любой продвинутой секты, которые тоже умеют навести тень на плетень и «открыть правду» о каком-нибудь ином «истинном боге».

Дети – по старой доброй традиции у нас числятся как частная собственность родителей. И эта уродливая традиция, конечно, берет начало от пещерных представлений о правах так называемого «Отца Небесного» в роли самозваного создателя человека, когда право карать за неповиновение, вплоть до «седьмого колена» закреплено навечно пещерной религиозной «конституцией» под
названием Библия. Вполне нормальная с точки зрения религии, процедура прирезания недорослей человеческих для ублажения уродливых аппетитов «Бога», уже давно признана уродством, но, тем не менее, она по сей день восхваляется мистифицированной Библией.  Праведность чокнутого Авраама, его готовность перерезать сыну горло во имя Бога, основана на дурном заблуждении, что дети, чья-то собственность. 

Однако, ни дети, ни взрослые люди – вовсе не собственность каких угодно самозваных владельцев человеческих судеб. И люди заслуживают все - от мала до велика, иного отношения, чем ранее. И, разумеется, они не заслуживают того, чтобы кто-то по недоразумению, или по злому умыслу калечил их человеческую сущность, которая в первую очередь отличается человечностью – социальной формой поведения, насыщенной помимо врожденных инстинктов, достойным уровнем человеческой морали.

И наконец, то, что мы создаем в рамках правильных или сдвинутых представлений о человеке – оно всегда перед нами. И всегда нам что-то нравится, или не нравится в зависимости от нашей адекватности, или сдвинутости. С этим приходится жить и надеяться на лучшее.

Это лучшее может быть, если мы скинем с себя путы навязанных нам античеловеческих представлений о чуждых, божественно-муравьиных образцах морали, ограничивающих потребности человека до пределов дармового «господнего» корыта. Сегодняшняя реальность сложна, для решения многих задач нужен трезвый ум, нужны знания, нужны, наконец, какие-то новаторские подходы, а для этого необходимо новое качество человека, за которого всем нам стоит бороться.