Вера в Бога или есть ли святые покровители у воров?
На модерации
Отложенный
Религиозность (и не только показная) — заметная особенность преступного мира. Действительно ли Господь и Его святые могут подавать чудесную помощь в греховных делах? Или же эта помощь проявляется как-то иначе? Господь может вмешаться, защитив нарушителя от справедливого суда. Только не для того, чтобы он продолжал грешить, а в надежде на раскаяние.
На второй день Рождества в Томске был задержан грабитель. 20-летний юноша за неполных три недели успел обокрасть церкви трех приходов и монастыря. Способ кражи был крайне простой — злоумышленник приходил на вечернюю службу, скрывался в укромном уголке храма, дожидался, пока прихожане и причт его покидали, а потом начинал забирать деньги из ящиков для пожертвований и прочие ценности. Под конец сей малопочтенной деятельности ему удалось собрать около 300 тысяч рублей, купить автомобиль, пожить на широкую ногу. Правда, закончилось все это близким знакомством с Уголовным кодексом.
В принципе, описанное выше обозначается одним звучным и наверняка знакомым многим термином — "святотатство". От древнерусского слова "тать", которым именовали как раз воров, в данном случае — кравших святыни или обворовывавших церкви и монастыри. Что, в общем, считалось "дурным тоном" даже в воровской среде. Преступный мир-то в целом живет "по фарту", везению, понимая, что далеко не все зависит от личных усилий и рационального расчета. Потому нередко его представители и отличаются заметной религиозностью, причем, отнюдь не показной.
Так что грабить храмы решались лишь самые бесшабашные из воров. Действительно, массивные золотые кресты на груди и значительные .пожертвования в церковную кассу стали едва ли не визитной карточкой постсоветского криминала 90-х годов. Помнится, в одном очень уважаемом монастыре в это время разгорелся большой скандал, когда выяснилось, что "братки" за свою помощь потребовали от настоятеля разрешить погребение своего "авторитета" в древних пещерах, где почивали мощи святых подвижников. В итоге почтенному архимандриту пришлось оставить свой пост.
Самое интересное, что кроме богатых пожертвований, "рыцари большой дороги" нередко проявляют искреннюю веру — и даже обращаются за помощью в своем ремесле к Богу и Его угодникам. А святителя Николая, например, воры с незапамятных времен числят своим покровителем. Возникает вопрос — а возможно ли такое вообще, чтобы угодник Божий помогал нарушать самые элементарные Божьи заповеди, в частности — "не кради"?
Конечно же, нет. Да, собственно, большинство преступников и сами это прекрасно понимают в глубине души — и относятся к святым больше не как к неким "помощникам", сколько к "спасителям". Когда нужно скрыться от погони, уйти от заслуженного возмездия и в прочих неприятных ситуациях, неизбежной расплате за однозначно греховное занятие. Но, все-таки, а на самом ли деле таким людям может быть оказана чудесная помощь — или они находятся в плену собственного самовнушения, выдавая желаемое за действительное? Что ж, и правда, Господь может вмешаться, защитив на время нарушителя Своих заповедей от справедливого суда.
Только не для того, чтобы он продолжал грешить, но в надежде на раскаяние. Весьма характерен в этом смысле один из рассказов о святом Николае — правда, не из официального жития, а, скажем так, из народного фольклора. Что, впрочем, не снижает его нравственной ценности. Однажды, некий вор бежал и взмолился свт. Николаю: "Спаси!" Святитель указал на шкуру, содранную с дохлой лошади. В нее и завернулся вор, погоня его не заметила, промчалась мимо. А после этого угодник Божий строго спросил вора: "Смердит тебе мертвечина, в которой ты был? Так вот, так же мерзка твоя молитва пред Господом из уст твоих. Иди, отмойся и впредь не воруй!". И вразумленный грешник исправился…
Действительно, ни Богу, ни Его святым не нужны никакие человеческие приношения, пожертвования, деньги.
"Жертва Богу — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Господь не уничижит", — говорит царь-пророк Давид в своем знаменитом 50-м покаянном псалме. Есть у грешника хотя бы сожаление о своих грехах, тогда есть и шанс на спасение. Не обязательно от суда человеческого — это как раз не гарантируется. Точно также, как и на Кресте Христос не стал освобождать от казни распятых рядом с ним двух разбойников. Не потому, что Ему было их не жалко — просто вся Его земная жизнь была подготовкой к Крестной смерти.
И во время этого последнего и самого главного подвига Господь не мог проявить своего Божественное могущество, Он страдал и умирал, как самый обычный человек, только без греха. Однако один из разбойников так и не раскаялся в своих преступлениях, лишь требовал спасти ему жизнь — и во грехе умер. А другой смиренно исповедал "мы осуждены за грехи — помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Свое" — и тут же получил обещание просимого "нынче же будешь со Мною в раю".
Кстати, имя благоразумного разбойника в православной традиции — Рах, память его отмечается 25 октября. И, по большому счету, только он и еще некоторые раскаявшиеся его "коллеги" и могут считаться каким-то "специфическим" покровителем преступников, но лишь тех, кто носит в своей душе хотя бы зародыши покаяния. А без него никакие миллионы и даже погребение рядом со святыми сами по себе не могут помочь загробной участи человека. Так, в житии св. Андрея Юродивого (память 15 октября) описывается погребение некого важного сановника — целым сонмом священников во главе с патриархом.
Внешне все выглядело очень благопристойно — однако духовным взором святой видел ликующих бесов, восклицавших: "Пусть Бог не даст Вам видеть света, жалкие христиане — ибо Вы воспеваете над псом "со святыми упокой душу его" и называете его, причастного всякому беззаконию, рабом Божьим!"Так что уповать на защиту святых для лучшего ведения воровского "бизнеса" его представителям не стоит. Однако и тем, кто "не ворует" тоже не следует становиться в позу фарисейского осуждения "законченных грешников" с точки зрения "праведника".
Воровство ведь — это не обязательно разбой или "домушничество". Самый банальный невозврат взятых у приятеля на определенный срок денег — это поступок из того же ряда. Пожалуй, даже хуже обычной "татьбы", потому что связан с обманом доверия. Недаром последний грех великий поэт Средневековья Данте Альгьери приравнивал к предательству — и поместил виновных в нем в Девятый, самый страшный круг Ада. Куда глубже, чем обычных любителей чужого, забирающих его без обмана. А, скажем, невыплата или задержка заработной платы, особенно бедным людям, которая в России со времен Александра Островского (вспомним монолог Кулигина в его "Грозе") даже преступлением не считается — это ведь тоже грех из разряда воровства. Причем, очень тяжкий — в православной классификации относящийся к категории грехов "вопиющих к Богу об отмщении за них".
К ним относятся еще умышленное убийство, содомия, оскорбление родителей, "напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот". А также — "отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им: насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их".
Так что вместе с осознанием того, что Бог и Его святые не могут быть помощниками в греховных делах, не стоит ни отчаиваться, ни упиваться своей "праведностью", но смиренно молиться о помощи свыше для достижения Вечной Жизни. Пусть даже это будет, как в эпизоде с иконой Божьей Матери "Нечаянная радость" молитва перед уходом на греховное дело, но рано или поздно Господь подаст чудесную помощь изъязвленной грехом страждущей душе.
Комментарии
Однако не исключено, что это прозвище связано с глаголом «бачить» – «говорить, болтать». Таким образом, прозвище Побачка мог получить и разговорчивый человек, возможно, хороший рассказчик или тот, кто любил приукрасить свой рассказ.
Позже прозвище Побачка, для фамилии Побаченко.
Фамилия Побаченко образовалась при помощи суффикса -енко. Первоначально он имел следующие значения: «маленький», «молодой человек», «сын». Поэтому Побаченко буквально понималось как «сын Побачки». Позднее древний суффикс -енко утратил свое прямое значение и сохранился лишь в качестве фамильного.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
- вот это из производных конца света.
Недаром этих братков еще и "быками" звали.
Правильно. Осквернители - это все, кто СЛОВОМ, ДЕЛОМ, ПОМЫСЛАМИ угрожают устоям церкви, и соответственно будут наказаны в жизни христианским эгрегором, если не сами, то родственники точно.
- Отец Василий, а почему к вам на проповедь полный храм народу набивается, молодежи очень много, и все выглядят счастливыми, улыбаются?
- Значит, есть на то воля Божья, - отвечал отец Василий, густо забивая кадило коноплей...
Как пример, вспомним как ветхозаветный бог-отец учил евреев воровать: "Он говорит Моисею: «Внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросит вещей серебряных и вещей золотых». /И.II,2/
«И сделали сыны израилевы по слову Моисееву, и попросили у египтян вещей серебренных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу своему в глазах египтян; и они давали ему, и обобрал он египтян.» /И. 12,35-36/"
У человека, вычисляющего национальность, - жизнь язвенника. Все наслаждаются, а ему того нельзя, этого нельзя...(Жванецкий)
По евангелию от Иоанна,более говорящему о "сроках",Он "вознесся на небо и воссел одесную Бога"(Мк)где-то дней эдак через десять после "воскресения".Но даже и после такого затянувшегося"обещания",нигде НЕ упоминается о том,кому обещался "рай".Запамятовалось на радостях.
Комментарий удален модератором