Андрей Власов.

Нас почитают обманщиками, но мы верны;

нас почитают умершими, но вот, мы живы;

нас казнят, но мы не умираем;

мы гонимы, но не оставлены;

мы неизвестны, но нас узнают.

В мае 2010 года ушел из жизни сотрудник газеты "Аргументы Недели" Станислав Валерьевич Лекарев - полковник КГБ в отставке, талантливый разведчик, кандидат исторических наук, доктор философии, профессор и журналист.

В мае 2010 года ушел из жизни сотрудник газеты "Аргументы Недели" Станислав Валерьевич Лекарев - полковник КГБ в отставке, талантливый разведчик, кандидат исторических наук, доктор философии, профессор и журналист.

Неизвестно точно как началась история разведчика Андрея Власова.Но судя по всему эта история началась с его приездом в Ленинград.

В Ленинграде у Власова начинается новая жизнь. В 1933 году он был назначен помощником 1-го сектора 2-го Отдела штаба Ленинградского военного округа. В переводе на гражданский язык это значит, что (помимо прочего) бравый майор Власов отвечал за всю чекистскую работу округа.

В феврале 1935 года Власов становится помощником начальника 2-го отдела, а в феврале 1936 года - помощником начальника боевой подготовки штаба Округа. Именно тогда он оказался в поле зрения Разведупра Генштаба РККА. По мнению руководства военной разведки, ценность полковника Власова заключалась в том, что он имел репутацию офицера, способного выполнить любое задание, требующее особого умения ориентироваться в складывающейся обстановке и самостоятельно принимать адекватные решения.

В июне 1937 года Власова перебрасывают на должность «НАЧАЛЬНИКА УЧЕБНОГО ОТДЕЛА КУРСОВ ВОЕННЫХ ПЕРЕВОДЧИКОВ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО ОТДЕЛА ЛВО». Понимать это следует так: до этого «негласно» Власов был слушателем этих самых курсов разведотдела ЛВО, на которых изучал иностранные языки для выполнения «ОСОБЫХ ЗАДАНИЙ ПАРИИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА» за рубежом в капиталистическом враждебном окружении.

Но самое элементарное в том, что ПРЕПОДАВАТЬ, а тем более БЫТЬ НАЧАЛЬНИКОМ УЧЕБНОГО ОТДЕЛА КУРСОВ ВОЕННЫХ ПЕРЕВОДЧИКОВ РАЗВЕДОТДЕЛА стратегически важного Ленинградского Военного округа –мог только в высшей степени перспективный разведчик.

В 1937-38 годах Власов был членом Военного трибунала в Ленинградском и Киевском военных округах, что говорит об особом доверии к нему со стороны Советских спецслужб.

Но именно с приходом в НКВД Л.Берии у Власова «вдруг» начинается «необъяснимый» для непосвященных карьерный взлет. Его начинают перебрасывать (с повышениями) с одной командирской должности на другую. На каждой из них он задерживается буквально на несколько месяцев, но об этом «почему-то» обязательно напишут «Красная звезда» или «Правда».

В начале 1938 года Власова, получившего первый псевдоним «ВОЛКОВ», откомандировали в резидентуру Разведупра в Китае.

Крыша – советник штаб-квартиры Чан Кайши в должности начальника штаба при главном военном советнике Черепанове. «Дислоцировалась» группа наших советников из 40 человек в Чунь-Дзине.

В этот период в Китае действовало 12 резидентур советской разведки, которыми руководили главные советники. В их числе были Бронин Я.Г., который сменил Зорге, Маликов А.К., Черепанов А.И., Борович Л.А., Христо Боев, Браун Отто.

После отъезда в СССР Черепанова полковник Андрей Андреевич Власов становится главным советником китайской армии Чан Кайши по линии Разведупра РККА.

В его задачу входило обеспечение тактической поддержки освободительной войны Китая и вербовка агентуры влияния.

Самое любопытное, что как раз на пребывание Власова в качестве руководителя группа советских военных советников выпадают самые напряженные битвы китайцев против японцев и первые победы. В Китае Власов крупно отличился. В короткий срок он наладил профессиональную подготовку слушателей в Военной Академии. Содержанием своих лекций Власов обратил на себя внимание самого Чан Кайши.

О еще один ключевой штрих. Военная Академия располагалсь вдали от центра. Власов оказался там один. Это категорически запрещалось по правилам работы наших военных советников за рубежом. Обязательно должно было быть не менее двух, один из которых обязательно был связан с чекистами. Случайность, что Власов остался один без присмотра? Нет! Советской разведке необходимо было скрыть от своих коллег подлинную сущность операции, проводимой Власовым.

Командировка Власова в Китай носила крайне неординарный и специфический характер. Начиная с конца 30-х годов, советская военная разведка приступила к подготовке грандиозной операции по внедрению группы агентов влияния, включая и Власова, в логово нацистов – Берлин.

Именно в 1938 году (не позже) готовящуюся операцию взяла под свой особый контроль и возглавила Секретная Служба Стратегической Разведки (СССР), созданная Лаврентием Берией.

Благоприятные условия для этого заключались в том, что военным советником Германии при Гоминьдановском правительстве Китая, а заодно и руководителем разведки Чан Кайши, был оберфюрер СА Вальтер Стеннес. Выполняя свои служебные обязанности, Власов многократно пересекался со Стеннесом и другими германскими офицерами, служившими военными советниками у Чан Кайши.

Многие из этих германских офицеров Вермахта и АБВЕРА, впоследствии стали близкими друзьями генерала Власова (после того как он попал в плен в 1942 г.), а также активными участниками подпольной антигитлеровской организации «Черная капелла». Именно в «Черную капеллу» входило подавлющеее большинство германских офицеров и генералов, группа русских белоэмигрантов (во главе с бывшим белогвардейцем Владимиром фон Каульбарсом), участвовавших в организации заговора и покушения на Гитлера 20 июля 1944 г.

Советской разведке Вальтер Стеннес был известен тем, что в 1932 г. основал оппозиционный Гитлеру «Союз революционных национал-социалистов». За это он был арестован, но выпущен на свободу по ходатайству Германа Геринга, Оскара фон Нидермайера – знаменитого немецкого разведчика и специалиста по Ближнему Востоку, генерала фон Секта и Фердинанда фон Бредова--главы АБВЕРА, впоследствии убитого в «Ночь длинных ножей» за антинацистские настороения. После освобождения Вальтер Стеннес был отправлен в Китай, подальше от Гитлера, Гестапо и СД.

В основу подставы авторитетного советского командира были положены его происхождение, «свободное поведение» и «скрытое» недовольство происходившими в СССР процессами. Как это принято, началась целенаправленная «накачка имиджа» Власова.

Из советника Чан Кайши Власова в глазах немецких шпионов, которыми довоенный Шанхай буквально кишел, делали недовольного советской властью высокопоставленного советского офицера. В его пользу играли крестьянское происхождение, религиозное образование, склонность к прекрасному полу и выпивке.

«Перехода» тогда не произошло. К большому огорчению Советской разведки, в Китае немцы на одинокого «Волка» не клюнули. Карты спутал сам Стеннес, который по своей инициативе встретился с сотрудником параллельной Шанхайской резидентуры ИНО НКВД Николаем Тищенко и стал добровольным источником информации советской политической разведки в Китае. Хотя по расчету аналитиков должно было произойти все как раз наоборот.

Игра могущественных разведок мира – Разведуправления Генштаба РККА и Стратегической разведки, АБВЕРА и СД – только еще начиналась. В Китае произошли первые «смотрины». Андрей Власов себя показал и других посмотрел. Немцы крючок заглотили, но все еще слишком долго «присматривались».

В советской разведке сделали однозначный вывод: пока Власов на «богатый улов» в немецком понимании не тянет. Власова надо еще накачивать и накачивать как для внутреннего, так и для внешнего пользования.

Активно завязывал Власов контакты и знакомства с соотечественниками – вчерашними белогвардейцами, которыми впоследствии с 1943-44 годов уже была полна его РОА.

Власова заранее «натаскивали» на работу с большим «коллективом белогвардейских сослуживцев» и по руководству громадной «русской колонией» в условиях чужой и враждебной страны.

В 1939 году советская разведка в Китае имела свыше 600 источников информации. Часть из них, во многом благодаря усилиям советника Власова.

Берия (после ликвидации Ежова и его подручных в НКВД) сумел приостановить маховик репрессий и уничтожения лучших разведывательных структур и кадров Советской разведки. Именно Берия сумел собрать, сохранить и сосредоточить в структурах Стратегической разведки весь цвет Советской разведки и агентуры влияния. Именно это спасло Власова и его будущих соратников из числа агентов Стратегического влияния в структурах III Рейха.

Бериевской Стратегической разведке позарез требовались свои люди в Берлине – в Вермахте, АБВЕРЕ, СС, Гестапо и канцелярии Гитлера. Так Власов попал в группу кандидатов на которых пал выбор.

Во-первых – изъян в автобиографии – учился в Духовном училище.

Во вторых – служил в отделах боевой подготовки Штабов Ленинградского и Киевского военных округов – самых важных для интересов немцев.

Заполучить такого мечта каждой разведки. Андрей Власов был выбран на роль «предателя».