Приглашение на вечерки

На модерации Отложенный

         

Крещение открывало особый период, который в Беларуси назывался «малой свадзебднiцай». В это время происходила своеобразная прикидка будущих пар, а значит, и грядущих свадеб. Вообще, во все времена в любой общине велся контроль, чтобы молодежь, достигшая настоящей взрослости, не оставалась без пары. Старшее поколение обязательно обращало внимание на проявляющиеся симпатии парней и девушек друг к другу. И хотя здоровый расчет и житейский прагматизм никто не отменял, против чувств молодых у нас шли редко. Ну а что касается «малой свадзебнiцы», даже обязательная родительская строгость на этот период немного утихала. Наоборот, уже повзрослевшие дети даже выталкивались по вечерам из дому, «каб, баранi Божа, не заседзелiся ў хаце», и девушки — особенно.

Зимой темнеет рано, свободного времени много, но долгие вечера не кажутся такими уж скучными, когда молодежь собирается вместе. У нас это называлось — «вячоркi» и «вечарынкi». На «вячоркi» деревенские девушки собирались еще с поздней осени. Время проводили с пользой — пряли, шили. Заглядывали к ним на огонек и хлопцы. Тоже не сидели сложа руки: каждый мог показать свое умение — отремонтировать прялку, домашнюю утварь, вырезать из дерева ложку, выполнить разную мелкую работу. Здесь не было скучно: рассказывали различные веселые «здарэннi» из деревенской жизни (частенько о своих же односельчанах), вспоминали таинственные и загадочные местные предания и легенды. Нередко такие «трудовые» «вячоркi» заканчивались песнями и танцами под гармошку и скрипку, иногда даже невзирая на пост, и всегда становились заметным явлением в жизни деревенской молодежи «шлюбнага ўзросту»(брачного возраста), в определенной степени средством трудового и эстетического воспитания.

«Вечарынкi» ладились где–нибудь в просторном доме, арендованном на вечер, а то и не на один, либо в корчме. К «вечарынке» готовились практически так же, как и теперь, ведь, по сути, в таком действе ничего не меняется. В первую очередь продумывали и готовили наряды (отглаживали утюгами на углях). Организовывали танцы, для чего непременно собирали свой оркестр (часто очень солидный, как, например, в деревне Груздово Поставского района): гармошка, скрипка, цимбалы, шумовые инструменты — «трашчоткi» или «тарадэйкi» (название, характерное для пограничья Минской и Витебской областей). Любопытно, что такие трещотки выполняли и немало других, уже немузыкальных функций: с ними обходили дозором селения ночные сторожа, ими били тревогу, оповещая о пожаре, с их помощью охотники загоняли зверя. Но вернемся к оркестру. Из шумовых инструментов в него еще могли входить так называемые «бразготкi» или «бразгуны», хитро изготовленные с применением обычной сухой фасоли или бобов, нанизанных на крепкую нитку. Позже «вечарынка» стала именоваться просто «танцами» и могла проходить в клубе или Доме культуры. Ну, а со временем обрела название «дискотека». Тем не менее милое и знакомое еще нашим предкам слово «вечарынка» по сей день живет и здравствует. И помогает соединить не одну счастливую пару.