Массовые богослужения приравняют к митингам

На модерации Отложенный

 Массовые публичные богослужения могут приравнять к митингам, тогда организаторы должны будут согласовывать их с местными властями. Министерство юстиции РФ опубликовало проект поправок в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В тексте документа уточняется, что молебны на территории церквей, на кладбищах, в местах паломничеств, а также в жилых помещениях можно будет проводить без уведомления властей. 

После ужесточения закона о проведении массовых акций летом 2012 года в регионах несколько раз возникали конфликты вокруг согласования религиозных обрядов. В декабре Конституционный суд РФ потребовал от законодателей уточнить, как именно следует поступать с массовыми богослужениями и религиозными праздниками. Представители различных конфессий утверждают, что закон ничего не изменит на практике: религиозные мероприятия и так согласовываются с властями, если проходят за пределами церкви.

Председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин поддерживает идею Минюста: «Ничего нового этот законопроект не предполагает, он просто устраняет довольно забавную ситуацию, которая долго имела место: «Закон о свободе совести и о религиозных объединениях», говоря о богослужениях вне отведенных законом зданий, делает отсылку к «Закону о массовых мероприятиях», а тот закон делает отсылку обратно к «Закону о свободе совести». В итоге ни в том, ни в другом по этому поводу ничего не говорится. Если религиозные организации проводят мероприятия вне зданий, принадлежащих им, прилегающих территорий, частных домов, мест паломничества и так далее, – естественно, всегда происходит согласование с местными властями. Поэтому закон всего лишь обнажает ту практику, которая сложилась. Как правило, местные власти помогают обеспечить безопасность, сопровождение медиков и так далее».

Во многих городах Русская православная церковь проводит массовые крестные ходы по большим церковным праздникам, например 24 мая, в День славянской письменности и культуры, на праздники, связанные с особо почитаемыми святыми, иногда в день города. Крестные ходы обычно совершаются на Пасху и на престольный праздник (праздник в память святого или события, которому посвящен местный храм) – как правило, внутри храмовых оград и на прилегающей территории, но иногда эта территория оказывается слишком мала. В пасхальную ночь, по словам Чаплина, рядом с храмами всегда дежурят полиция и бригада «скорой помощи».



Заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан-хазрат Аббясов также не считает поправки Минюста ущемлением прав верующих: «Наши юристы внимательно изучили: данный законопроект носит лишь уточняющий характер. В 2012 году были прецеденты в Калужской области и в Приморском крае, когда массовые богослужения мусульман в праздничные дни попытались приравнять к митингам. Возник юридический казус, и Конституционный суд попросил Минюст внести соответствующие поправки. Мы не заметим ограничений – мы эту работу и так проводим. Если мусульманская община проводит крупные мероприятия, такие как Курбан-байрам, мы обязательно ставим в известность силовые структуры, ведь мы также заинтересованы в том, чтобы был обеспечен правопорядок. Если у мусульманской общины в каком-то регионе нет помещения, она просит администрацию предоставить ей помещение, например Дом культуры, где может собраться большое количество людей. Проблем с согласованием никогда не возникало и, думаю, не возникнет».

С перекрытием улиц связано празднование двух крупнейших исламских праздников – Курбан-байрама и Ураза-байрама. Кроме того, каждую неделю мусульмане совершают пятничную молитву (намаз), и в крупных городах не хватает мечетей, чтобы вместить всех верующих. Так, московская мечеть на проспекте Мира каждую пятницу собирает несколько десятков тысяч мусульман, что сопоставимо с крупным митингом. В таком случае люди вынуждены молиться на улице, что создает неудобства для автомобилистов и прохожих.

Председатель правления Федерации еврейских общин России Александр Борода не видит смысла в законопроекте Минюста: «Если мы говорим о реальных богослужениях, то это не митинг, их цель – обращение к богу, и никаких других целей у религиозного обряда нет. Зачем их приравнивать в митингам? Мероприятия, проводимые в публичных местах, безусловно, должны быть согласованы, так как все, что происходит в общественном пространстве, однозначно будет кому-то мешать. Но еврейская община и сейчас проводит только согласованные мероприятия, причем мы обращаемся не только в административные органы, но и в правоохранительные, которые занимаются обеспечением безопасности».

Так, по его словам, в праздник Лаг ба-Омер, когда у евреев проходит парад, они обращаются к властям, чтобы те обеспечили охрану общественного порядка. Точно так же получаются все необходимые разрешения на публичное зажигание ханукальных свечей на центральных площадях городов.

 

Вера Кичанова