"Конец света" на таджикский манер

 
Отдаленные горные кишлаки на юге Таджикистана

В горах на юге Таджикистана есть селения, где никогда не видели ни телевизора, ни работающей электролампочки

Единственным признаком модернизации в десятках труднодоступных, удаленных от центра селений в Хатлонской области на юге Таджикистана служат новомодные фонари китайского производства. Да и то только в тех домах, которые могут позволить себе такую, по местным меркам, роскошь.

Большинство же освещает свои дома по старинке - керосинками, оставшимися в наследство от дедов и прадедов.

Дело в том, что в некоторых из двух десятков кишлаков Хатлонской области электрические лампочки в последний раз загорались более 20 лет назад, в советские времена. Есть и селения, до которых линии электропередач тогда и вовсе не успели провести.

Мечты о телевизоре

Дети из горного таджикского кишлака на юге страны

Алишер и Фатима знают о существовании мультфильмов со слов родителей

Шестилетний Алишер и его четырехлетняя сестра Фатима живут в небольшом селении Мулокони. Они мечтают увидеть телевизор и посмотреть мультфильмы, о которых им рассказывали родители. Дети никогда не видели, как работает это говорящее устройство, которое еще и показывает много интересных вещей.

В труднодоступном кишлаке, где проживает более 30 семей, дети и взрослые никогда не смотрели телевидение и не слушали радио.

В селении нет электричества, потому что в советские времена электрификация не успела дойти до отдаленного кишлака, а сейчас жителям этих мест никто не может ответить на вопрос, когда все-таки керосинки заменят привычной современному человеку электрической лампой.

"Большинство сельчан абсолютно не в курсе происходящего в стране. Люди годами пребывают в информационной блокаде. Я лично мечтаю послушать президента Рахмона. Мне рассказывали, что президент встречается и общается с жителями различных регионов страны. Но мы не знаем и не видим, что говорит таджикский лидер, и о чем спрашивают его граждане. Мы похожи на забытых людей затерянного в горах мира. Я хотел бы, чтобы президент узнал о нас", - говорит Гулахмад, житель горного кишлака Мулокони Хатлонской области.

То, что с точки зрения современного человека кажется полной экзотикой, для жителей около 20 горных таджикских селений на юге страны - норма жизни. Темные дороги и улицы, отсутствие фонарей и горящие в окнах сельчан керосиновые лампы – обычная картина для здешних мест.

В кромешной темноте изредка раздается стук копыт. Жители селений спешат домой на повозках, запряженных чаще всего ишаками. На покупку лошадей или автомашины у большинства нет денег.

"Виноваты сами"

Керосиновая лампа в доме одной из жительниц таджикского кишлака

Керосиновая лампа остается "лучом света" для жителей горных селений на юге Таджикистана

Работу по дому и хозяйству жителям кишлаков приходится делать вручную: пашут, собирают урожай, доят коров, косят траву. На выручку от продажи урожая с этих полей местные жители и живут.

"В том, что люди живут в таких условиях, есть и их вина. За последние 20 лет в Хатлонской области появились новые населенные пункты, в большинстве своем основанные жителями этих кишлаков самовольно, без соответствующего разрешения. Для проведения линии электропередач и снабжения этих селений электричеством необходимы большие средства, которых у нас нет", - объясняет Шарифхон Исоев, представитель национального энергохолдинга "Барки Таджик" в Хатлонской области.

В зимнее время жители обесточенных селений страдают еще и от холода.

Необходимо приобретать уголь, на покупку которого у многих семей просто нет средств, или запасаться дровами. Но в горных районах древесина - также большая редкость.

"Я с удовольствием смотрю телевизионные программы, когда удается приезжать по делам в районный центр. В нашем селении нет света более 50 лет. Я всю жизнь прожил без электричества, а лампу увидел впервые, когда был в гостях в районном центре. Дети мои никогда не видели зажженной лампы", - рассказывает Шухрат Кудратов, житель селения Кучим Хуросонского района.

Стараемся не болеть

Таджикский кишлак - девочка греется у печки

Зимой многие дети не могут добраться до школы. А дома им приходится греться у печек

Лечиться и учиться сельчане ездят в ближайшие кишлаки, расположенные в двух-трех километрах.

Преодолевать это расстояние школьникам приходится пешим ходом. Автобусы здесь не ходят.

Между тем, самые отдаленные горные населенные пункты зимой и весной оказываются отрезанными от "большой земли", и дети в школу просто не ходят.

"Зимой горные дороги закрываются из-за обилия снега, а весной наступает половодье, и поэтому у детей нет возможности посещать школы. Что касается медицины, то мы стараемся не болеть или обходимся собственными силами. А что делать?" - говорит одна из жительниц селения.

Многомесячные отключения электроэнергии в большинстве регионов Таджикистана - привычное явление. "Конец света" обычно наступает в стране в осенне-зимний период.

Катастрофический дефицит с обеспечением теплом и электричеством страна испытывает последние лет десять, и таджикские власти пока не готовы решить эту проблему.