Деньги должны обеспечиваться товарной массой, а с этим имелись большие проблемы. Экономика Германии была переведена на военный лад, нормально обеспечивать продовольствием надо было армию и жителей рейха, а население оккупированных территорий – с большего, в рамках сохранения работоспособности, чтобы помимо себя оно кормило своим трудом эти самые армию и рейх. В сложившихся условиях у гражданской администрации имелся универсальный выход – ограничить доступ к продуктовым и товарным ресурсам, не допуская их вымывания и одновременно используя как рычаг влияния. Принцип держания руки на распределительном черпаке активно использовала советская власть: ведешь себя подобающе – получи пряник, а на всех пряников не хватит, да и не положено.
Без товаров деньги обесценивались, а кормить население было надо, и оккупационная власть применила метод, к которому в СССР повторно пришли в конце 80-х, – ввела продуктовые карточки.
Продовольственный вопрос остро встал в Бресте уже в первые недели оккупации. 19 июля 1941 года бургомистр М. Брониковский дал распоряжение в максимально короткий срок разработать нормы продовольственных запасов для жителей города, после чего населению предписали бы продать все излишки городской управе.
Но излишков особенно не было, и запасы таяли. 14 августа Брониковский подписал распоряжение № 63 о делении города на районы снабжения с открытием соответствующего числа продуктовых магазинов. К этому вопросу бургомистр намеревался подключить белорусский, русский и украинский националистические комитеты.
Основная масса населения в такие подготовительные планы посвящена не была и узнала о новом порядке снабжения лишь 29 августа из расклеенных по городу объявлений. Управа извещала жителей Бреста, что с 1 сентября вводятся карточки на хлеб и другие продукты питания, в связи с чем город делится на 8 районов, в которых организуются пункты продажи.
Карточные хлебные магазины для «арийчикув» («aryjczykow» в данном контексте означало «местное славянское население», не евреи), с прикреплением жителей соответствующих кварталов, были открыты по следующим 18-ти адресам.
  Для отоваривания евреев были выделены особо 11 пунктов.
В управе был создан специальный «апровизационный» отдел, иначе – отдел снабжения продовольствием (ляйтер – Феликс Богуславски). Он состоял из ряда рефератов: зерновые и мельницы (референт Станислав Вуйек), скот и мясо (представитель Ежи Тимошенко), картофель и овощи (референт Станислав Глогер), молоко, масло и яйца (референт Ян Напора), рыба (референт Феликт Патора). Вторую ветвь составлял подотдел производства (ляйтер Вацлав Гойжевски), в который входили рефераты земледелия (референт Кароль Шабуня), тепличных хозяйств (референт Владислав Завадски), животноводства (референт Ян Суффка), управления хозяйствами (гутинспектор – Игнаций Цеплински, управляющий в Козловичах – Мелециюш Рудченко, на Малом Полигоне – Зыгмунт Микульски), овощеводства (референт Иван Вахович).
И был еще карточный реферат (ляйтер Йозеф Шациловски), в котором один референт с подчиненным штатом работал по хлебу, другой – по мясу (позже для населения стали писать «knochen» – «кости»).
Документ по продуктовым нормам для брестчан, завизированный 16 января 1942 года, устанавливал максимальное недельное обеспечение разных категорий. Для гражданского населения предусматривалось: мясо и мясопродукты – прочерк, жир – 70 г, хлеб – 1500 г, картофель – 2000 г. Детям до 14 лет и еврейскому населению полагалась половинная норма.
Для работавших в пищевой сфере, лесном хозяйстве, на перерабатывающих предприятиях (сахарном заводе, мельницах, лесопилках, скотобойне и т. д.), в ремесленном производстве (кожзавод, дубильни, мыловарни и т. д.), а также на предприятиях обеспечения (электростанция, водоканал и т. д.) недельные нормы поднимались: мясо и мясопродукты – 100 г, жир – 100 г, хлеб – 2000 г, картофель – 2500 г.
Устроившиеся на предприятия военного ведомства ели больше: мясо и мясопродукты – 200 г, жир – 150 г, хлеб – 2500 г, картофель – 3500 г.
Рабочим и служащим из местного населения, занятым в военизированных организациях (железнодорожники, дорожные строители и т. д.), выдавалось на неделю 2100 г хлеба, 100 г мяса, 70 г жира, 140 г мармелада, 160 г сахара, 400 г макарон или бобовых, 6 кг картофеля, 120 г ячменного кофе и свежие овощи – по возможности, исходя из запасов.
Для сравнения, стоявшим в городе тыловикам вермахта в качестве основного пайка полагалось: мясо – 1330 г, жир – 280 г, хлеб – 4200 г, картофель – 5250 г, овощи – 4200 г, сахар – 280 г. В качестве замены картофелю и овощам могли выдаваться 150 г макарон и столько же бобовых.
 
Комментарии
Он бы всем бестолковым объяснил, что это сугубо временная мера была!
Гитлер специально денюжки копил для того, что бы не позднее осени 1942 г. приступить к массовому строительству пятиэтажного жилья для населения, освобожденного от жидобольшевицкаго гнёту!
Надо думать, что евреев всё-таки бы селили исключительно на первых и последних этажах ... Ведь должен же был бы кто-то и на этих этажах всё же жить?