Песочный человек: тайны снов и кошмаров
На модерации
Отложенный
Песочный человек: тайны снов и кошмаров
Представления о снах и кошмарах в культурах разных стран мира сильно менялись на протяжении веков - треть своей жизни мы проводим во сне и сновидениях.
В популярной культуре Песочный человек - это фольклорное существо, которое помогает нам погрузиться в сон, где он контролирует, будут ли нам сниться кошмары или сны. Он также является центром популярной серии комиксов Нила Геймана (1989-96), на которой основан новый сериал.
Олицетворение сна как мифологического или литературного персонажа по-разному представлялось как доброжелательное или зловещее, и эти противоречивые образы отражают наши непростые отношения с природой и значением снов и кошмаров.
Эти противоречивые олицетворения сна (и кошмара) отражают наши неоднозначные культурные представления о сновидениях. Сновидения ассоциируются со сверхъестественными посланиями, гадательным искусством и психотерапевтическими прозрениями.
Несмотря на кажущееся противоречие с рационализмом современности, сны и произведения сновидческой фантазии, такие как "Песочный человек", продолжают дарить столь необходимое в наш век чувство очарования.
Персонификация сна уходит корнями далеко в историю. Как и подобает существу, управляющему изменчивым царством снов, он тоже не имеет определенного имени, его называют Морфеем, Оньеросом, Королем снов, Песочным человеком и др.
Древние греческие и римские цивилизации понимали сны как вестников и послания. В "Илиаде" Гомера Зевс посылает Ониероса, олицетворенный сон, в лагерь греков в Трое, чтобы побудить Агамемнона к борьбе. В "Теогонии" Гесиода онейрои - дети снов Никс или Ночи. В римской мифологии Морфей служил Сомнусу, богу сна.
Хотя Морфей был относительно незначительной фигурой, он привлекал внимание классических поэтов. В "Метаморфозах" Овидия он - один из тысячи детей Сомнуса, оборотень сна и "мастер мимикрии", передвигающийся "на бесшумных крыльях".
Морфей демонстрирует психологическую изощренность классической мифологии, богатого свода историй, которые объясняли не только действие природного мира, но и внутреннюю работу человеческого разума.
К XIX и XX векам Морфей, или Песочный человек, стал более благожелательным персонажем. Перестав быть слугой богов, он часто упоминался как человек, способный воссоединить потерянных влюбленных во сне.
Такие чувства можно найти в стихотворении Александра Пушкина "Морфей" и в песне Роя Орбисона In Dreams, где Песочный человек становится "клоуном цвета конфет", рассыпающим звездную пыль. В хите "Мистер Сэндмен" 1954 года группы Chordettes просят его послать им любовника мечты, пока они не стали слишком старыми.
Однако Песочный человек также приобрел угрожающие черты. В тревожном рассказе Э.Т.А. Гофмана "Песочный человек" (1816 г.) говорится, что титулованный бугимен бросает песок в глаза детям, которые не хотят спать, вызывая у них кровотечение.
Затем он кладет их в мешок и относит своим совиным детям, которые выклевывают им глаза в качестве еды.
Это более злобное воплощение кошмара было обновлено в образе Фредди Крюгера, звезды франшизы фильмов ужасов "Кошмар на улице Вязов".
Современные сны
Песочный человек Геймана сочетает в себе как заботу, так и угрозу. Фигура, стремящаяся защитить сновидцев и Сновидение, место, куда мы попадаем во сне, он также хранит обиду и наказывает творения снов, которые оспаривают его благодушное авторитарное правление.
Эти олицетворения сна и кошмара поощряют тревожное чувство, что такие вещи приходят извне. Многие древние цивилизации считали онейромантию, толкование снов с целью предсказания будущего, формой сверхъестественной силы.
Подобные идеи нашли драматическое применение в шекспировском "Юлии Цезаре". Онейромантия сохранилась и была обновлена для все более городского и грамотного населения в XIX и XX веках, когда появились книги сновидений. Эти популярные издания, предназначенные для развлечения, содержали A-Z сновидческих образов, которые помогали сновидцам толковать свои сны и предсказывать будущее.
Непринужденная, неконтролируемая и бессмысленная природа снов нарушала наше современное представление о рациональности и разуме, заставляя отвергать их как простую бессознательную игру ума. Когда пионеры психотерапии 19-го и начала 20-го веков работали со снами, они пытались рационализировать значение и функцию их кажущегося случайным и нелогичным содержания.
В работе Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений" (1899) утверждалось, что сновидения позволяют понять психологические подавления и травмы, в основном сексуального характера. Применяя рационализированные интерпретации, сны не были психическим мусором, а рассказывали о запретных желаниях индивидуальных умов.
Сны больше не были внешним влиянием, доставляемым божественными посланниками, они прочно обосновались внутри нас. Интересно, что зловещий характер истории Хоффмана о Песочном человеке привлек внимание Фрейда в его эссе 1919 года "Необъяснимое".
Однако именно бывшему другу и сопернику Фрейда, Карлу Юнгу, Гейман в большей степени обязан идеей "Сновидения". Общее царство сновидцев Морфея - это вымышленное выражение юнговского понятия коллективного бессознательного, места архетипических фигур, символов и образов, которые неоднократно появляются во всех наших снах.
Как и все хорошие произведения фэнтези, "Песочный человек" ставит под сомнение доминирующую историю, которую западное общество неоднократно рассказывало себе на протяжении более трех столетий: что мы стали рациональными, разочарованными, свободными от фантастических идей прошлого. Как показывает обилие фантастических сериалов на Netflix, такой мир требует компенсирующего очарования фантазии, вымысла и мечты.
Заимствуя строчку из песни Тори Эймос "Tear in Your Hand", в обозримом будущем мы будем общаться с Королем Мечты.Автор: Карл Белл, читатель по истории культуры, университет Портсмута
Источник: "Альманах непознанного"
Комментарии
В работе Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений" (1899) утверждалось, что сновидения позволяют понять психологические подавления и травмы, в основном сексуального характера. Применяя рационализированные интерпретации, сны не были психическим мусором, а рассказывали о запретных желаниях индивидуальных умов.
Сны больше не были внешним влиянием, доставляемым божественными посланниками, они прочно обосновались внутри нас.
Переписала Светлана Сергиенко.
Даже кошмары теперь кажутся безобидными картинками, если учесть нынешнюю действительность.
Весьма неплохо сны записывать, ещё лучше - зарисовывать, я этим занимался лет пятнадцать, потом забросил.
Совпадения порой изумляют.
Например, я видел во сне с подробностями фильм "Хроники хищных городов" лет за пять до его выхода, участвуя в нем в полный рост, и это лишь незначительный пример, коих наберется десятки.
Куда более интересные сны встречались.