Руслан и Александра

Сегодня оглушила новость. Узнала, что умер коллега. Прямо 31 декабря. Похоронили 4-го января. Никого из редакции на погребении не было. Почему? Многие хотели бы с ним проститься. Человек был хороший - прямой, порядочный, что редкость по нашим временам.   

Странная женщина – его жена, сказали мне, никому не сообщила.

Я с трепетом позвонила жене. Точнее, уже вдове нашего товарища. Никогда не видела ее в глаза, общались только по телефону. Женщина с любезным, милым голосом. Она рассказала подробности.

В сентябре Руслана, когда он в окрестностях дачи ехал на велосипеде, сбила машина. Перелом ключицы, сотрясение мозга. Все четыре месяца его мучили страшные боли, природу которых врачи так и не определили. То ли нерв защемлен, то ли еще что. Уколы плохо помогали.

4-5 декабря, придя с работы, сказал жене, что еле дошел до дома. Порадовался, что успел сделать задание. Думал, что отлежится, но и в последующие дни состояние не улучшилось.  Кардиолог сделала ЭКГ и ничего не обнаружила. К невропатологу, с профилем которого Руслан связывал свое состояние, надо было записываться через автомат на какое-то далекое число.  Из районной поликлиники, где происходило дело, отправился в ту, где был прикреплен по месту работы. 8 декабря здесь сделали эхографию и отправили в реанимацию Института Склифосовского. Эхо показало, что обширный инфаркт случился несколько дней назад.      

Руслан позвонил мне из больничной палаты. Голос слабый, но уже разговор о будущих материалах. Он даже частушку написал:

Видно мало было факта -

Грохнуться о мостовую.

Так теперь уже с инфарктом

В Склифосовского тусуюсь.

Через две недели его выписали. Когда я позвонила ему 30-го, он уже был дома. Голос был совсем другой, прежний, энергичный. Это уж Александра рассказала мне, что и в эти дни ему хватало переживаний. И по какому пустяку, если рассуждать сегодня…

Выяснилось, что два больничных наложились друг на друга. В районной ему выдали бюллетень с  5 по 11 декабря, а в Склифосовского – с 8 и так далее. И вот обязательно надо было даты совместить… Надо было ходить, хлопотать. И он этим занимался, еще не восстановясь как следует. Первичный кардиолог   сказал, что в их поликлинике сделать уже ничего нельзя, а надо  требовать исправления документа в Склифосовского.

Но как же в Склифософского будут менять даты, когда он там с 8-го был в реанимации? Уговоры ни к чему не привели. И  главврач поликлиники, выслушав объяснения, оставила дело без изменения. «Ладно, сказал он. – Я заплачу за эти три дня сам». Главврач пожала плечами. Ей-то что.

Невзирая на уговоры Александры Руслан встал на лыжи. Пришел с прогулки радостный, довольный.

31 декабря муж взялся за приготовление плова, которому научился у коллеги Музафара. Плов получился как всегда вкусным, но сам он его даже не попровал. «Что-то я устал, пойду прилягу». Спустя короткое время позвал жену. «Вызывать скорую?»- спросил она, увидев его лицо.  «Вызывай». Она пошла позвонить, а когда вернулась в комнату, увидела, что он уже мертв. Приехавшая бригада «скорой» сделала рентген. На кардиограмме значилась длинная прямая линия.

Тело увезли из квартиры через несколько часов, а в  11 вечера из морга позвонили и стали выяснять у вдовы, куда она дела труп. 31 декабря  - не лучшее время для смерти.

- Ну а почему же вы, Александра, не сообщили о смерти Руслана никому из его товарищей по работе? – спросила я.

- Как же я могла сказать об этом 31 декабря, когда все готовятся встретить праздник? Это же не-похристиански! Ничего поправить уже нельзя, а Новый год у людей будет безнадежно испорчен. Я поставила в известность ваше начальство 7-го числа. Вы понимаете мои мотивы? Да, еще был 5-го звонок Андрея, тренера Руслана по ушу… Ему Руслан помог отредактировать книгу и Андрей, очень счастливый, поделился радостью о том, что 4 января книга вышла. Он хотел поблагодарить Руслана.

- И вы…

- Я сказала, что мужа сейчас нет. ПРОСТО нет. Андрей был такой счастливый, нельзя было разрушать его радость. Тем более, что он очень любил Руслана. Я…потом ему скажу, что Руслан умер.

 - Александра, ну вы просто святая…

- Да ну что вы! Надо щадить, надо беречь друг друга.  

Руслан был очень хороший человек. И жена, судя по всему, у него была такая же.

Дорогой мой товарищ, пусть земля Вам будет пухом!

Тем, кто хочет познакомиться с работами Руслана Лынева, достаточно набрать в интернете его имя. В последнее время он много писал о Катыни и о русской смуте 17 века.