10 января родилась актриса театра и кино Валентина Теличкина
На модерации
Отложенный
Валентина Ивановна Теличкина - советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России pодилась 10 января 1945 года в селе Красное Арзамасского района Горьковской области. Отец – Теличкин Иван Федорович (1899–1975). Отец работал слесарем, валял и продавал валенки. Мать была продавцом. Валентина Теличкина всегда помнила, как отец говорил: «Достаток – это Божья благодать, а избыток – наказание Господне». В 30-х годах Ивана Теличкина раскулачили, а потом приговорили к расстрелу, который впоследствие был заменен на тюремное заключение. У Теличкиных конфисковали всё имущество, включая дом. Татьяну Дмитриевну с 5 детьми спас родственник.: Он подсказал, как избежать высылки – развестись с супругом, что она и сделала, поселившись с детьми у матери. После освобождения Иван Теличкин снова построил дом и начал жизнь практически с нуля. О прошлом никогда не рассказывал, не ожесточился и не ругал власть. После выхода Ивана Федоровича из тюрьмы у Теличкиных родилась дочь Галина, а еще через 4 года – Валентина. Ее старшие братья и сестры к тому времени уже имели свои семьи.
В школе Теличкина принимала активное участие в самодеятельности – в концерте из 24 номеров 16–18 были ее, а остальные существовали только для того, чтобы Валя успела переодеться. Она пела, танцевала, читала стихи и рассказы, играла на гитаре в струнном оркестре. После окончания школы вопрос «Кем быть?» перед Валентиной Теличкиной не стоял. Она поехала в Москву и сразу поступила во ВГИК, где училась с 1963 по 1967 год.
Валентина Теличкина начала сниматься в кино уже после 2-го курса – в небольшой роли Даши в фильме «Таежный десант» (1965) Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. Снимали картину в тайге под Красноярском, жили в вагончиках, представление о быте существовало самое приблизительное, но Валентина была счастлива. Еще находясь в экспедиции, Теличкина получила приглашение от С.А. Герасимова и сразу из Красноярска вылетела в Миасс, где шли съемки фильма «Журналист» (1967). Ее серьезная до комичности курьерша Валя сразу нашла отклик в сердцах миллионов зрителей. Валентине посчастливилось сниматься рядом с такими мастерами, как Тамара Макарова, Анни Жирардо, Иван Лапиков, уже популярными Галиной Польских и Сергеем Никоненко, а также с начинающим Юрием Васильевым.
Сложилось так, что со временем свою роль в фильме «Журналист» Теличкина стала считать главной в жизни, так как она открыла ей дорогу в мир кино. Хотя изначально все складывалось не так просто… После выхода картины многие режиссеры восприняли Валентину не как актрису, а как типаж – и кинулись приглашать в свои фильмы, она получала до трех предложений в день. В актерской профессии очень важно удержаться на определенном уровне после первого успеха, который в некотором отношении опасен, и Валентина Ивановна с честью выдержала это испытание. В кино она начинала с очень неумелых, женственных, лиричных героинь, и после «Журналиста» Теличкиной еще предстояло доказать, что она действительно разноплановая актриса. Поэтому по-настоящему она полюбила свою героиню намного позже, когда почувствовала, что надежно защищена от нее совершенно другими по характеру ролями.
К счастью, появился Борис Яшин, который предложил ей сняться в фильме «Осенние свадьбы» (1967). «Журналиста» он не видел – режиссеру просто сказали, что «Есть одна хорошая девчонка».
Валентина Ивановна сыграла множество ролей и, по единодушному мнению режиссеров, оказалась способной воплотить своих персонажей абсолютно достоверно и естественно, оправдать самые причудливые повороты сюжета органичным поведением в кадре. Героини Теличкиной запоминались сразу. Это и случайная возлюбленная в «Пяти вечерах» (1978) Н. Михалкова, и перезрелая невеста в «Не может быть!» (1975) Л. Гайдая, и хищная экономка Анна в «Вассе» (1983) Г. Панфилова. С образом актрисы в зрительских сердцах навсегда связаны драматические переживания героини в «Счастье Анны» (1970), гротеск и характерность в фильме «Начало» (1970), лирическая интонация в «Пяти вечерах», философское и трагическое начало в «Вассе».
«Три дня Виктора Чернышева» (1967)
Валентина Ивановна очень рано открыла для себя Шукшина-писателя, ей нравилось все, что он пишет и снимает. Казалось даже, что лучше, чем она, никто не понимает ни его самого, ни его глубоких чувств, ни его героев и неиссякающей любви к деревне. Для Теличкиной произведения В.М. Шукшина близки, как и книги Распутина, – "сердце сжимается от сострадания и боли, заходится в неописуемом восторге, и в такие моменты все нутро воспаляется, и чувствуется согласие души и сердца, и переполняет любовь к тому, кто это написал". Валентина Ивановна искренне любит удивительный русский народ – доверчивый, наивный, непрактичный, невероятно ранимый, бескорыстный – и святой.
Судьба подарила актрисе и удивительные мгновения совместной работы с прекрасным режиссером Львом Кулиджановым. Этот период своей жизни Валентина Ивановна считает еще одним удивительным подарком судьбы.
Фильм «Незабудки» (1994) рассказывает о женских судьбах военного и послевоенного поколений.
А Кулиджанов, как истинный мастер, умел создать необыкновенную атмосферу на съемочной площадке.
Ох, и в этой роли - красотка!
В 1999 году актриса снялась в фильме «Кадриль» по сценарию Владимира Гуркина, который воплотился в работе прекрасного режиссера Виктора Титова. Валентине Ивановне досталась замечательная характерная роль, которая ей очень близка. В «Кадрили» она сыграла вместе с Олегом Табаковым, Станиславом Любшиным, Любовью Полищук и Ниной Усатовой. Картину сняли в рекордно короткие сроки – за два с половиной месяца, но, несмотря на такую скорость, Титов к работе относился очень требовательно, чуть ли не круглые сутки шли репетиции и съемки.
Валентине Теличкиной посчастливилось сниматься и с Василием Макаровичем Шукшиным. Все началось еще с картины «Журналист», потом вышли «Три дня Виктора Чернышева» (1967) и «У озера» (1969). Валентина Ивановна очень рано открыла для себя Шукшина-писателя, ей нравилось все, что он пишет и снимает. Казалось даже, что лучше, чем она, никто не понимает ни его самого, ни его глубоких чувств, ни его героев и неиссякающей любви к деревне. Для Теличкиной произведения В.М. Шукшина близки, как и книги Распутина, – сердце сжимается от сострадания и боли, заходится в неописуемом восторге, и в такие моменты все нутро воспаляется, и чувствуется согласие души и сердца, и переполняет любовь к тому, кто это написал. Валентина Ивановна искренне любит удивительный русский народ – доверчивый, наивный, непрактичный, невероятно ранимый, бескорыстный – и святой.
Кадр из любимого мною фильма "Трясина"
Валентина Теличкина уверена, что у каждого актера существует опасность стать неинтересным от ежедневного «метания по экрану». Иногда нужно просто отойти в сторону и пожить обыкновенной жизнью. Теличкина называет эти периоды «активным ожиданием», когда можно просто читать, заботиться о доме, друзьях, ходить на выставки и спектакли. Этот перерыв вырабатывает в организме актера ферменты тоски по творчеству – очень важного, на ее взгляд, состояния. А когда начнется работа, обязательно появится новизна чувств, тонкое понимание режиссера и партнера по фильму, блеск в игре, нечто неожиданное в облике актера, когда глаза будут особенно хорошо видны с экрана, иначе никакой грим не скроет того, что они отражают. Настоящему актеру, чтобы найти отклик у зрителей, тренировки рук и тела недостаточно, здесь необходима тренированность души. И тогда приходит чудо – казалось бы, актер почти ничего не делает, а у зрителя комок в горле и все душевные поры наполнены. Вот это и есть момент наивысшего счастья.
А это роль в фильме "Впервые замужем"
В 2002 году Валентина Теличкина сыграла любящую мать в сериале «Бригада». Такова уж сила обаяния этой женщины, неповторимость ее актерской интонации. «Бригада» – дебютная работа Алексея Сидорова, но когда актриса узнала, что режиссер написал сценарий фактически сам, захотела с ним познакомиться поближе. После этой встречи она окончательно решилась на съемки и не ошиблась в своем выборе, несмотря на то что долго отказывались сниматься в телесериалах. По ее мнению, всем когда-то приходилось начинать – и А. Тарковскому, и В. Шукшину и Г. Чухраю… А свою дебютную картину каждый режиссер снимает с невероятным трепетом и огромным желанием доказать, что он чего-то стоит. «Бригада» привлекла Валентину Ивановну сценарием, он понравился ей своей профессиональной состоятельностью, хотя сама тема изначально насторожила и даже долгое время стояла под вопросом.
Из суеверий актриса Валентина Теличкина боится пускать в свою личную жизнь посторонних. На все вопросы о муже честно отвечает: "Не хвалю, не говорю никому о нем. Чтобы не увели". С мужем, Владимиром Николаевичем, они познакомились в советско-болгарском клубе молодой интеллигенции, куда приехали на один из его семинаров в Болгарии. У них рождился сын, которого назвали Иваном – в честь отца Валентины Ивановны.
Всего Валентина Теличкина снялась более чем в 50 фильмах. С 1969 года и по настоящее время Валентина Теличкина – актриса Театра киноактера.
Валентина Теличкина – заслуженная артистка РСФСР (1976), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1985), лауреат премии Ленинского комсомола (1976). С 1969 года – член Союза кинематографистов и ещё замечательный художник -http://www.youtube.com/watch?v=IdvclMGiJAM&feature=player_embedded
и ещё одна ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=wdXGneEj1no&feature=player_detailpage.
Комментарии
Я обожаю Наталью Гундареву - там в КАЖДУЮ роль душа вложена...
Пожалуй, только в "Начале" с Инной Чуриковой органична - они с ... (забыла я ухажёра!) подошли друг другу! :)))
Ну, "Где находится нофелет" ещё - вот хорошая партия для героя Владимира Меньшова. :)
Маме с папой на радость. :)
В "Бригаде" - да, страх матери за сына, как у любой женщины.
Её любили такой, какая она есть - зачем???
Светлая ей память...
Ну, не надо этого... Не надо нам показывать, какой этот человек при принятии серьёзных решений такого уровня!
Ведь актёр все же в основе - глина, и лепит его режиссёр.
У нее также и семья хорошая, замечательный муж красавец и сын. Давно ее нигде не видела,
и вот ты напомнила, - спасибо.