О свойствах этого мира

 

 

ЗЕНОН

Эллейский

 

У древнегреческих мыслителей сходство между научными рассуждениями и обыденным мышлением обнаруживается с особой отчётливостью.

Не случайно многие античные философы и в жизни поступали вопреки общепринятому, вопреки утвердившемуся здравому смыслу. И видимо, не случайно именно те мыслители, которые были склонны к парадоксальному мышлению, оригинальным отношением к жизни и необычным поведением, добивались наиболее значительных успехов..

Яркий пример тому Эмпедокл (490 г. — 430 г. до н. э.)

Жил он в Сицилии, пользовался большим уважением своих соотечественников., при желании мог занять высокое положение.

Ему даже предлагали царский венец, но Эмпедокл, не раздумывая, отказался.

Он яростно обличал роскошь, но сам разгуливал в дорогих одеждах с золотой повязкой на голове.

А когда ему наскучила жизнь, он расстался с ней весьма оригинальным способом — прыгнул в кратер вулкана Этна.

Столь странный поступок Эмпедокла вытекал из его философского учения, согласно которому, ничто в мире не возникает из ничего, и ничто не пропадает бесследно, а следовательно мир бесконечен во времени.

Он писал:

…» Но и другое тебе я поведаю: в мире сём тленном

Нет никакого рождения, как нет и губительной смерти.

Есть лишь смешенье одно с размещеньем того, что смешалось.

Что и зовут неразумно рождением тёмные люди.

Глупые! Как близорука их мысль, коль они полагают,

Будто действительно раньше не бывшее может возникнуть.

Иль умереть и разрушится, может совсем то, что было.

Ибо из вовсе не бывшего сущее стать не способно…»

Но пожалуй самым большим оригиналом среди всех древнегреческих философов был Зенон Эллейский (около 490 г. — 430 г. до н. э.) , приёмный сын и любимый ученик выдающегося мыслителя Парменида, который заложил фундамент диалектики.

Этому в немалой степени способствовало и доведённое у древних греков до совершенства исскуство спора.

В публичных дискуссиях и состязании ораторов, где победа определялась авторитетом логических доказательств и способностью убедить присутствующих, родилось и было отточено острое оружие: умение доказать свою правоту путём столкновения противоречивых доводов и посылок. Соперники изобретали впечатляющие аргументы, рассыпали перлы остроумия, старались подловить своего противника, заманить в ловушку, поставив его в безвыходное положение.

Судьи тут-же определяли победителя.

За долгие годы занятий философией Зенон выработал в себе блестящую способность опровергать противника и посредством возражений, ставить его в затруднительное положение, научился рассматривать один и тот же предмет с противоположных сторон.

- Без всестороннего и обстоятельного разыскания невозможно разыскать истину, - говорил он.

Зенон обладал не только выдающимся умом, но и лучше, чем кто-либо умел мыслить парадоксально — многие его рассуждения и заключения оказывались неожиданными даже для самых выдающихся мудрецов.

Эта удивительная способность к парадоксальным выводам и привела Зенона к знаменитым апориям — одному из самых поразительных достижений человеческой мысли.

Далее, если кому будет интересно, я расскажу о представлениях о мире Анаксагора, Демокрита и опишу сами опории Зенона, в которых есть неразгаданная до сих пор загадка мироздания, которую разрешить на 100% не удаётся.

Во времена Зенона в древнегреческой математике и философии вопрос о свойствах пространства тесно связан с представлением о конечном и бесконечном.

Вопрос ставился так: - можно ли и до каких пор осуществлять процесс делимости тела, пространства. Завершится ли такой процесс или он будет продолжаться беспредельно?

Одна из первых концепций бесконечности была выдвинута Анаксагором (500-428 г. до н. э.)

Началом всего сущего Анаксагор считал "гомеомерии"- бесконечное число элементов материи. Их сочетания дают всё многообразие вещей.

"И в малом ведь нет наименьшего, но всегда есть меньшее. Ибо бытиё не может разрешиться в небытиё. Но и в отношении к большому есть большее.

И оно равно малому по количеству. Сама же по себе каждая вещь и велика и мала".

Следовательно, бесконечное существует в обе стороны.

Но если пространственные промежутки можно делить без конца, то пространство непрерывно.

Существовала и противоположная концепция Демокрита (460-310 г. до н.э.) - учение о неделимых, мельчайших частицах- атомах. Он признавал бесконечность вселенной и числа атомов во вселенной, но считал, что тело нельзя делить бесконечно, а лишь до неделимых атомов.

Но так, как экспериментальных фактов у них не было, споры между ними были беспредметными.

Заслуга Зенона была в том, что он показал, что и та и другая концепции ведут к глубоким противоречиям и парадоксам.

Апория "Ахиллес": ... Быстроногий Ахиллес хочет догнать медленно ползущую черепаху. Но пока он пробежит разделяющее их расстояние, черепаха тоже проползёт немного вперёд. И Ахиллесу придется преодолевать это дополнительное расстояние. Но пока он это сделает, черепаха вновь уйдёт вперёд - и так до бесконечности. Значит, несмотря на то, что Ахиллес передвигается намного быстрее черепахи, он всё равно никогда не сможет её догнать. Или другими словами будет догонять её бесконечно длительное время.

Этим парадоксом Зенон показал, что предположение о бесконечном делении пространства приводит к противоречию с реальным фактом движения.

Вторая апория называется "Дихотомия":

... Если черепаха после сигнала к старту не сдвинется с места, Ахиллес всё равно её не догонит. Ведь чтобы преодолеть всё расстояние, он должен преодолеть её четверть. И так далее ... И поскольку процесс деления пополам не может окончится, Ахиллес вообще не сдвинется с места.

Отсюда следовало, что в природе нет, и не может быть никакого движения.

Опровергнуть апории никто не смог.

Известен рассказ о том как философ Диоген, познакомившись с апориями Зенона, ни слова не говоря, поднялся с места и начал расхаживать взад и вперёд.

А.С.Пушкин:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить ...

Казалось бы, апории Зенона были опровергнуты с помощью самого могущественного аргумента - опыта.

Однако проблема гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Не спасало положения и атомистическое учение Демокрита, не допускавшего бесконечного деления. Правда существование "неделимых" устраняло парадокс Ахиллеса и черепахи. Как только в процессе деления мы дошли бы до "неделимых, всё стало бы на свои места - Ахиллес догнал бы черепаху.

Однако в двух других апориях Зенон показал, что и предположение о неделимых элементов пространства и времени также исключает возможность движения.

Одна из них называется "Стрела".

... Стрела выпущена из лука. Если стрела летит - это значит что она последовательно проходит точку за точкой своего пути. Что значит: проходит через точку? Значит находится в ней какое-то время, то-есть пребывает в состоянии покоя. Следовательно движение стрелы есть совокупность состояний покоя. Следовательно, движение есть покой.

Таким образом, получалось, что обе противоположные концепции и бесконечной делимости(то-есть непрерывности) пространства и времени и существование неделимых элементов (то-есть дискретности пространства и времени) в равной степени ведут в тупик.

Апории Зенона обнаружили и еще одну трудность.

В ту пору в древнегреческой математике было представление о том, что конечная величина есть совокупность бесконечного множества точек.

... Но если тело совокупность бесконечного множества неделимых точек, не имеющих измерений, то их сумма равна нулю. А это значит тело, имеющее измерение, лишено измерения.

Если же неделимые точки имеют измерение, то тело конечной величины оказывается бесконечно большим.

Зенон не ставил своей целью отрицать реальность движения.

Он гениально предугадал невозможность удовлетворительно объяснить движение ни с позиции бесконечной делимости длинны и длительности, ни с позиции признавания неделимых элементов, если они обладают в свою очередь длинной и длительностью.

Фактически Зенон обсуждал вопрос о границах применимости представления о протяжённости и необходимости выйти за рамки протяжения.

Идея Зенона относительно протяжённости перекликается с современной идеей "регенерационного движения". Движение осуществляется так: частица исчезает в одной пространственной ячейке и возрождается в другой. Это происходит в результате взаимодействия с вакуумом.

Апории Зенона наводят на мысль о том, что для объяснения сущности движения и покоя, скорее всего, необходимо отталкиваться от чего-то лишённого протяжённости и длительности.

Быть может это поле или вакуум, которые тоже являются формой существования материи.

 

Вот такие интересные, на мой взгляд, вещи.