Откуда на их ракете наш супердвигатель. Статья-заявление в органы о возможной измене Родине
Все помнят, какая борьба за технологии велась с первых дней ракетной эпохи. Так уж случилось, что первоначально в ракетостроении преуспели немецкие конструкторы; и еще в дни кровавых сражений, когда Красная Армия и союзники, преодолевая отчаянное сопротивление гитлеровцев, продвигались вглубь Германии, перед специалистами уже стояла задача о поиске всего, связанного с технологиями секретного проекта ФАУ.

С началом космической эры в СССР и США не существовало ничего более закрытого, чем национальные секреты создания ракет. Ракетостроение стало главным критерием военной мощи государств и их принадлежности к кругу сверхдержав.
Как получилось, что страна, впервые открывшая космос, запустившая космонавта, доставившая на Луну луноходы и создавшая космические станции – эту гонку в итоге проиграла?
Можно, конечно, кивать на перестройку и последовавший за ней развал страны; резкое сокращение средств на космонавтику. Но причина не только в недофинансировании. В годы Великой Отечественной войны случалось и труднее – однако техническую гонку с рейхом мы выиграли.
Завесу над этим вопросом приоткрывает совершенно уникальный документальный фильм «Ракета, пришедшая с холода», выпущенный в США в 2001 году.
«Уникальный» — потому, что американцам даже в голову не пришло хоть как-то вуалировать факты прямого, на мой взгляд, предательства национальных интересов России рядом лиц, причастным к её космическим секретам. (Настолько, очевидно, режиссеры были уверены в необратимости нашей капитуляции перед Западом).
Речь идет об удивительной для американских конструкторов технологии «закрытого типа» ракетных двигателей НК-33, сконструированных С.Кузнецовым для носителя Н-1 в Самаре по советской «лунной программе».
Вот что об этом говорят сами американские специалисты:
- Данный двигатель…привел к пересмотру всех космических технологий США...
- … Мы не знали таких технологий...
-… Это лучшие двигатели на планете. Западные ученые считали эту технологию невозможной...
-… советские специалисты еще 20 лет назад создали технологию, до настоящих дней недоступную американцам...
-… Пусть кто-нибудь попытается объяснить, почему в США до сих пор тратят огромные деньги на разработку технологий, оставленных русскими позади еще в начале 60-х годов прошлого века…
-… У нас, профессионалов, не было представления, как русские это делают…
-…Этот уровень в США считали невозможным…
Пожалуй, хватит. Восторженных отзывав в адрес НК-33 со стороны американских инженеров более чем достаточно. И он стоит их. Еще бы. Двигатель превосходит самые лучшие западные образцы по мощности на 10 – 15, а по КПД – на все 25%. Его секрет в том, что отработанные газы из турбогенератора, который вращает топливные насосы, в НК-33 не сбрасываются «за борт», сокращая ресурс топлива, а направляются прямо в камеру сгорания. Что еще и значительно увеличивает мощность двигателя. Никто на Западе не смог воплотить эту идею в рабочую модель. Все попытки приводили к немедленному взрыву и породили убежденность в невозможности создания двигателя по такой схеме. Советские конструкторы наладили его серийный выпуск.
Интересна и история, как США заполучили НК-33.
Авторы фильма не скрывают, что узнали о его существовании от разведки.
«Мы знали, что там что-то есть – но понятия не имели, как к этому подступиться…
Барьеры казались непреодолимыми… «Но при правильных контактах мы с ними справились…»
Эти «правильные» контакты» сейчас хорошо известны. По крайней мере, для меня. Те же «контакты» привели, что даже отчет Госкомиссии о полете Первого Космонавта оказался на аукционе за океаном.
Когда американцы появились на складе самарского КБ, как они сами говорят, у них «отвисли челюсти». Они увидели «лес двигателей». Там их стояло более 60 единиц. Далее – «правильные контакты». И все НК-33 были проданы США.
Как бы выглядело, если в 1945 все трофейные F-2, привезенные из немецких хранилищ в СССР, были переданы американцам?
То, что произошло с нашей техникой, превосходит даже такое сравнение по масштабам циничности и ущерба, нанесенного национальным интересам.
Американский фильм демонстрирует кадры, как их МБР, потенциально «нацеленная на Россию» и оснащенная советским «лунным двигателем», проводит успешный испытательный пуск.
«По иронии судьбы» — слова комментатора.
При запуске этой МБР присутствует вальяжный российский представитель, которого я идентифицирую как Ю.Н. Коптева, главу Росавиакосмоса. (В его адрес впоследствии поступало немало обвинений в преждевременном затоплении советской космической станции «Мир» — не без настойчивых рекомендаций со стороны американских «партнеров»).
Российский специалист на старте американской боевой ракеты, оснащенной нашим двигателем? Кто тут сошел с ума?
Я не против обмена технологиями и технического сотрудничества. Со всем миром. Если это не вредит моей стране. Однако совсем недавно США не допустили покупки Россией корпорации «Опель» — как прокомментировали американские же аналитики, «в чисто коммерческую сделку вмешалась политика. Штаты не могли допустить допуска России к современным технологиям автомобилестроения».
А ракетостроение – это что, конкурс игры на балалайках?
Это еще не все.
Полет советской сверхмощной ракеты «Энергия» тоже не прошел даром. Для американцев. Её двигатель РД-180, изготавливаемый на подмосковном «Энергомаше», сейчас поднимает в космос их «Атласы». Те самые, что доставляли к Марсу марсоходы.
РД-180 – криогенный, выполненный также «по закрытой схеме». Столь мощный, что установлен на «Атласе» всего один – вместо четырех производства фирмы «Локхид».
И мы еще ищем рычаги влияния на Америку?
...А мою статью прошу считать заявлением в российские следственные органы на предмет проверки факта возможной измены Родине и передачи вероятному противнику наших секретных технологий по материалу, изложенному выше.
Сергей Никулин, ветеран ракетных и космических войск. Родился в 1952 году. Закончил Военно-политическую академию им В.И.Ленина. Депутат Верховного Совета Крыма, руководитель депутатской фракции «Россия», председатель постоянной комиссии по государственному строительству, законодательству, законности и правопорядку; министр курортов и туризма Крыма; член ЦК Компартии Украины, председатель общественной организации «Союз cоветских офицеров Крыма».
Комментарии
Комментарий удален модератором
Самая большая проблема советской ракетной техники - это отставание в технологиях двигателестроения.
Про двигатели Кузнецова для Н-1 говорить вообще нечего. НК-33 за 45 лет своего существования ещё ни одну ракету в космос не подняли. Взрывались много, часто горели, но летать у них не получалось.
Сейчас ОКБ Южное, с помощью фирмы Аэроджет, переделав кузнецовское у...ище на 80% пытается запустить ракету фирмы Орбитал Сайенз Антарес. Обещались в феврале попробовать. Будем видеть.
Главная проблема в очень малых зазорах между ротором и статором турбонасоса окислителя. Чиркнет лопатка ротора по статору - искра... в кислородной среде.
Сделать зазор больше - падает давление, тяга снижается весьма значительно, двигатель становится весьма ординарным.
Аэроджет пытается лечить болезни НК-33 новыми материалами, новыми высокоточными технологиями изготовления и сборки, современными высококласными комплектующими и т.д.
Самая большая сложность при создании высокомощных двигателей - большая камера сгорания. Чем больше камера, тем мощнее двигатель. Это понятно и вроде бы просто.
Но в большой камере надо обеспечить стабильный процесс горения, а это совсем непросто.
Когда фон Браун создал гигантский сверхмощный F-1 для ракет Сатурн, он и его команда несколько лет потратили на разработку метода проектирования камеры сгорания, автоматически поддерживающего стабильность горения. В результате получился чемпионский двигатель.
Глушко этого всего не умел. Но тяга нужна была большая.
Поэтому он пошел по пути создания многокамерных двигателей. Многокамерный двигатель - это несколько камер сгорания с общими системами подачи топлива и окислителя, соединенные общим каркасом.
Посмотрите на ракету Союз, она же Р-7.
Каждый блок - это один двигатель Глушко РД-107.
Прежде всего, каркас двигателя должен охватываться корпусом ракеты. Это значит, что можно ставить только один такой двигатель в один корпус ступени ракеты. Вот почему Р-7 и все её потомки имеют такой странноватый вид - центральный блок и боковые блоки на первой ступени. Каждый блок - корпус для одного четырехкамерного двигателя.
Кроме вышеописанного недостатка, многокамерные двигатели имеют меньшую надежность, чем группа однокамерных.
Выход из строя любого компонента многокамерного двигателя - авария всей ракеты. Выход из строя даже 3 из 9 двигателей Мерлин на ракете Фалькон - не помешает успешно вывести груз на орбиту.
Выход из строя одного из 5 двигателей F-1 на ракете Сатурн - не помешал вывести Аполлон с лунным модулем на орбиту.
РД-170 - 4-камерник. По требованиям американских заказчиков, его переделали в 2-камерный РД-180. Суть та же самая.
Сейчас НАСА пытается сертифицировать РД-170 для пилотируемых полетов. Боюсь, что для кого-то в администрации это закончится небом в клеточку.
В середине 90-х сложилась ситуация, когда огромная российская ракетная отрасль осталась без финансирования. Сотрудники остались на мизерных зарплатах, которые им часто не выплачивали или выплачивали с огромным опозданием. Квалифицированные опытные кадры стали уходить с предприятий и КБ ракетной отрасли, а в условиях открывшихся границ, за ними стали охотиться представители малоприятных режимов вроде иранов-ираков-сирий-ливий-суданов-северной кореи и т..д.
В Америке посчитали важным поддержать российских ракетчиков, привлекая их к совместным проектам конкретными заказами.
НАСА получила указание политического характера - все перспективные разработки, по возможности, должны включать части спроектированные или произведенные в России.
Многие НАСАйные разработки пали жертвой этого абсурда.
Так блестящая разработка ракеты и корабля многоразового использования с вертикальным взлетом и посадкой на тяги своих двигателей, МкДоннал Дуглас DC-X была закрыта, когда криогенные топливные баки, сделанные в НПО Энергия, разорвало по линии сварных швов.
Однако в одном случае проект прошел более-менее успешно.
Для ракеты Атлас решили закупать двигатели в России. Выбрали половинку РД-170, которую окрестили РД-180.
Правда, российской сборке в Штатах не очень доверяли, поэтому решили, что окончательную сборку и испытания движков будут делать в Америке, по американским канонам.
В результате это прошло более-менее гладко.
Атлас имеет один двигатель РД-170 и до 6 мощных твердотопливных боковых ускорителей, что делает его самым мощным носителем тяжелого класса, находящимся в эксплуатации.
Могли ли американцы обойтись без этого двигателя?
Безусловно ДА.
РД-180 в двух камерах сгорания имеет тягу 390 т.с. на уровне моря.
Его легко можно заменить 2 двигателями по 200 т.с. тяги. Такой двигатель сделать вовсе не проблема.
На Дельта-4 стоит водород-кислордный двигатель RS-68 с тягой 300т.с. на уровне моря, но с значительно бОльшим, чем у РД удельным импульсом.
За "пол-цены" - вопрос спорный.
Супердвигатель - это пропагандастика. Движок хреновый. По вине РД-170 произошло много аварий ракет Зенит. Американцы работают с ними очень и очень осторожно. Очень тщательно проверяют все узлы и компоненты, перебирают, многие детали просто заменяют, испытывают долго и тщательно. Качество движков, приходящих из России, по американским стандартам, "ниже плинтуса".
Я уже писал, что Атлас-5 - на сегодня - самый мощный носитель, поднимающий до 32 тонн на орбиту.
Один полет шаттла (до 25 тонн груза и до 7 астронавтов) стоил 420 миллионов.
Один запуск тяжелого Атлас-5 (с 30 тоннами груза) больше 300 миллионов.
В этом году должны запустить Фалькон-Хэви, который за 85-120 миллионов (в зависимости от задачи) сможет выводить на орбиту до 52 тонн полезной нагрузки.
Видимо, очень скоро Атласам и Дельтам придется отправиться по музеям. Если Фальконы подтвердят свои параметры, цены и надежность, Конгресс перестанет финансировать проекты со старыми ракетами Боинга и Локхида.
Хотя, конечно, в своем роде, у НАСА реальный кризис жанра.
В молодые годы, НАСА была потрясающей организацией, высоко эффективной, высоко интеллектуальной и очень динамичной. Со временем, НАСА превратилась в бюрократическое болото, как любая госконтора. Эффективность мизерная, заваливает проект за проектом, вздувает расходы, просиживает штаны и прожирает бюджет. Я думаю, что уровень коррумпированности НАСА чуть ниже, чем в Роскосмосе.
Это уже не столько научно-инженерная территория высочайших технологий, сколько формуляры, инструкции, инспекции, личные связи, возможно и откаты.
Мне кажется, судя по слушаниям в Конгрессе, что эту лавку собираются разогнать к едрене фене.
Но американская ракетно-космическая отрасль - это не только и не столько НАСА, сколько сотни частных фирм, работающих в этой области.
Вот там нет никакого кризиса жанра. Там острейшая конкурентная борьба за рынки сбыта.
Сейчас забавно наблюдать, как в прессе переплевываются Боинг-Локхид с СпейсХ.
Все делают корпуса ракет из толстых листов алюминиевого сплава.
Внутри корпуса нужно сделать ребра жесткости, типа шпангоутов на пароходах. Но приваривать лист к шпангоуту не получается - внутри колоссальное давление, а снаружи практически вакуум - сорвет нахрен.
Во всем мире берут толстый лист и ФРЕЗЕРУЮТ в нем ячейки-вафли.
Можете представить расход дорогущего металла, машинное время, стоимость брака, стоимость работы высоко-квалифицированных операторов и программистов фрезерных станков с ЧПУ. Это только, чтоб сделать корпус.
Элон Маск делает свои Фальконы из алюминий-литиевого сплава. Лучший сплав для ракет, придуманный академиком Иосифом Наумовичем Фридляндером ещё в середине 60-х.
Но этот сплав имеет один недостаток: свариваться не желает напрочь. Даже электронно-лучевая сварка не помогает.
В 91 году в Кембриджском институте сварки, по заказу НАСА, создали и запатентовали метод сварки Friction Stir Welding - сварка трением вращения с перемешиванием.
Первым в строительстве ракет этод метод освоил СпейсХ.
Шов почти незаметен, а по прочности не уступает монолитному металлу. Теперь им не надо брать толстый лист сплава и фрезеровать ячейки. Они привариваривают внутри листа ребра-профили!
Представляете, сколько они экономят против стандартного метода, который используется всеми - от Боинга и Локхида до России и Китая с Индией?
Технология снизила себестоимость, конкуренция сбивает цены.
Союз и Протон на орбиту - 100-120 лимонов.
Атлас и Дельта - 200 млн.
Китайцы берут по 120-150
СпейсХ берет по 54...
Конкуренты воют от тоски, СпейсХ увеличивает производство, заказов-контрактов полные кубышки.
Сейчас Фальконы подвинули Атласы и Дельты в пентагоновских контрактах. Там тоже была интрига, но Маск поднял большой гиволд, дело попало в коммиссию Конгресса - 100-120 лимонов за 52 тонны груза, всё таки, "малость" дешевше, чем 300 лимонов за 25-32 тонны. А экономика должна, как вы знаете, быть экономной.
К тому же, эти янки совершенно, как дети.
У моего сына приятель работает на заводе СпейсХ в Хавторне. Это примерно середина пути из даун-тауна Лос Анжелеса в международный аэропорт LAX, минут 15 от моей работы.
Вот этот приятель и пригласил нас приехать к ним на завод, на экскурсию, так сказать.
Секретность? Не, не слышали :-)
Элон Маск платит работникам премии, чтоб они приводили знакомых на экскурсии. Это реально часть паблик релейшен, связи с обществом.
Маск собирается в определенный момент выпустить акции фирмы на рынок, но не хочет, чтоб их хапнули конкуренты. Люди должны знать что и как делает фирма, тогда они охотнее будут покупать акции.
Вот такая логика, непонятная нам, с совковым мЫшлением.
Сам Маск послужил прототипом главного героя фильма Iron Man, Вилли Старка. В сборочном цеху завода стоит настоящий жалезный Iron Man, который снимали в фильме, с автографами режиссера, оператора, актера и сценариста.
Можете представить мой щенячий восторг...
Раскатывается в ленту лист алюминиевого сплава, обрабатывается, сворачивается в цилиндр. Потом цилиндры свариваются в большую трубу. Так образуется корпус ракеты высотой в десятки метров.
Внутри труба должна быть с ребрами жесткости, образующими как бы каркас.
Чтобы эти ребра получились, берут лист толщиной в высоту ребра, вырезают фрезой лишний металл, чтобы оставить узкие высокие полоски, а между ними толщина листа в те самые несколько миллиметров. Получается лист обшивки достаточно тонкий, прочный и легкий, да ещё и с ребрами.
От ленты отрезают кусок длинной с длинну окружности корпуса и шириной метра 2-3.
Лист сворачивают, края сваривают.
Сваривают внахлест, чтоб была больше площадь сварки. Потом шов зачищают - прошлифовывают, убирая лишний металл. Каждый грамм веса ракеты на учете.
По краям кольца остаются ребра-бортики. По ним кольца свариваются встык.
Представляете технологию?
Края свариваемых кусков прижимаются встык, а по стыку торцем идет быстро вращающийся цилиндрик с маленькими крылышками-лопатками. От трения металл нагревается, но не плавится, а размягчается до тестообразного состояния. Это тесто перемешивается крылышками-лопатками и, остывая, образует однородный металл без пузырьков, трещин, прожогов, окалины и т.д. Шов не надо даже зачищать.
Для однородности по глубине шва, сварочные инструменты работают с обеих сторон листа.
Идеальная сварка.
Я ногтем проводил поперек шва - ни фига. Всё ровненько и чистенько.
На снимке всё прекрасно видно - там и отдельные цилиндры лежат на переднем плане, и сваренный корпус с выделенными швами.
А тут статья, правда на аглицком, по сварке трением с перемешиванием.
http://en.wikipedia.org/wiki/Friction_stir_welding
Раньше была статья и в русской версии википедии, но её почему-то удалили. Вероятно, это кого-то раздражало.
Но вот статья НПО Плазмотрон (институт Патона) http://www.plazmotron.com/svarka-treniem-s-peremeshivaniem.html
Там долгая история... Они патент не купили, просто сами сделали оборудование. Теперь проблемы с выходом на рынок.
Даже китайцы купили патенты на FSW - оборудование сами делают, сварку проводят - не придерешься. А наши, как всегда...
В России я знаю только один завод, который купил оборудование в Швеции и сваривает алюминиевые цистерны. Аваикосмическая отрасль России не торопится пока.
В Самаре работает компания ETA Technology Pvt. Ltd - как раз от Кембриджского института сварки! Они производят в России оборудование и инструменты для FSW сварки:
"Наша компания изготавливает Установки сварки трением с перемешиванием по спецификации клиента. Мы можем разаработать и произвести автоматизированные и роботизированные комплексы для сварки как прямых, так и радиальных соединений.
Наша компания является членом института сварки TWI (Великобритания)"
TWI - The Welding Institute - Институт Сварки в Кембридже.
СпейсХ успешно запускает ракеты Фалькон-9 с ДЕВЯТЬЮ двигателями Мерлин-1. Каждый Мерлин-1Д развивает тягу поряка 75 тонн силы на уровне моря. Совокупная тяга 9 двигателей, соответственно, 675 т.с.
Для успешного вывода нагрузки до 12 тонн на орбиту, первой ступени достаточно иметь тягу 450-460 т.с. Остальное - запас мощности и надежности. Компьютеры автоматически пересчитают параметры работы оставшихся движков, если от 1 до 3 двигателей выйдут из строя во время взлета ракеты.
Косвенный эффект от применения многодвигательной схемы против одного многокамерного двигателя - страховки значительно дешевле. Надежность выше - страховка дешевле.
Так, к примеру, страховка на Фалькон-9 составляет примерно 20% от страховки Союза. И это при том, что Союзы летают почти 60 лет, а Фальконы только 2 года.