Тем более что коллективный побег возглавил бывший фронтовик, опытный капитан. Но — обиженный на советскую власть. Впрочем, своего недовольства тем, что его, «морского волка», ходившего в загранплавания, списали с корабля за критику существующих порядков, он явно не проявлял. Однако всерьёз задумался о том, как перебраться в другую страну. Дудников решил: лучшие шансы уйти за границу могут появиться при перегоне небольшого судна из одного порта в другой.
В 1970-м он переехал в Сухуми, с большим трудом устроился в рыбколхоз, на сейнер. И числился на хорошем счету: трудяга, бывалый моряк, отлично знающий свое дело. До капитанской должности на небольшом сейнере «Вишера» он дорос быстро.
Удивительно, но ему просто фантастически повезло с командой. Подолгу разговаривая «по душам» с членами экипажа, он выяснил, что старший помощник Георгий Колосков — с тремя судимостями и отсидками за плечами, а другой моряк, Валерий Дюсов, сутками слушал западное радио. Оказалось, что обижен на советскую власть и Ромас Гадляускас — его отец во время войны примкнул к местным националистам, был осужден и погиб в заключении. Костяк единомышленников в команде из девяти человек (включая капитана) сложился. Ничего удивительного, что когда Дудников намекнул команде, что они могут попытаться уйти на Запад, предложение было встречено чуть ли не с восторгом.
И вот — удачные обстоятельства. «Вишера» отремонтирована в Керчи, объявлено о том, что она следует назад, в Сухуми.
Заочный расстрел
После того как судно вышло из Керченского пролива, Дудников взял курс на Босфор. Рацию он приказал отключить, и спустя двое суток корабль вошел в пролив. Никаких сложностей с прохождением Босфора не оказалось, сейнер пошёл дальше, в Мраморное море. Капитан решил не сдаваться туркам, а следовать в Грецию, где к тому времени к власти пришли военные — антикоммунисты, «чёрные полковники», разорвавшие отношения с Советским Союзом.
Вот как Павел Дудников вспоминал тот момент: «Это был блестящий побег без жертв и даже с советским шампанским. Так, я в Мраморном море бросил якорь, созвал всех в салон и поздравил с побегом команду при полных бокалах шампанского.
Старший механик умолял переменить решение — боялся, что его, коммуниста, в Греции бросят за решётку. И, когда «Вишера» проходила Дарданеллы, у порта Чанаккале бросился на сопровождавший турецкий катер, принялся что-то объяснять людям на борту. Его никто не понимал, турки решили, что он — перебежчик с советского судна. Сейнеру приказали следовать дальше, моряка оставили в катере. Много позже Павел Дудников узнал, что переводчика турки не могли найти сутки, только потом узнали, что сбежал не один человек, а экипаж с судном. Старшего механика вернули в СССР.
12 августа 1972 года «Вишера» благополучно вошла в греческий порт Пирей. Беглецов называли «блестящей восьмёркой», показывали по телевидению, брали интервью, в их честь устраивались банкеты. Грекам особенно импонировало то, что беглецы прибыли прямиком в Грецию, а не попросили убежища в соседней Турции, с которой у средиземноморской страны были давние счеты.
После побега команда разъехалась по разным странам. Часть беглецов осталась в Европе. Павел Дудников и старпом Георгий Колосов выехали в США. Трагически сложилась судьба члена команды Павла Сиордии: этнический грек, он после побега остался жить в Греции, но спустя год, тоскуя по оставшимся в Союзе родным, решил вернуться. По прибытии в Москву был арестован прямо у трапа самолета, позже помещен в Днепропетровскую спецпсихбольницу. Там и погиб.
Павел Дудников
Павел Дудников работал на рыболовецких судах на Аляске, жил в Калифорнии, во Флориде. С ним встречались американские кинематографисты, планируя снять фильм о побеге, но как-то не сложилось. На американских судах, где ему приходилось работать, Дудникова воспринимали как живую легенду, он вспоминал, что «американцы очень удивлялись, как я мог так блестяще оформить побег».
Побег девяти членов команды Дудников снимал на кинокамеру: стоянка в Сочи, Керчь, переход через Черное море, Босфор, банкет в Мраморном море. Но, к сожалению, как-то у Дудникова угнали машину, а с ней пропала и кинокамера с пленками. В Советском Союзе Павла Дудникова и членов экипажа судили заочно, приговорив бывшего капитана «Вишеры» к расстрелу за измену Родине, а остальных — к 15 годам заключения. Но организатор побега корабля, осевший в Холливуде штата Флорида, прожил долгую и интересную жизнь, успев застать распад СССР и «лихие 90-е».
Комментарии