В тылу был тоже фронт...

Когда грянула Великая Отечественная война, мне шел четырнадцатый год. Все мальчишки той поры, разумеется, бредили фронтом, мечтая вместе с отцами и старшими братьями бить фашистов. Но оказалось, что  и в тылу для нашего брата  нашлось немало важной и ответственной работы.

Свою помощь фронту я  начал с того, что организовал  в поселке Везимьяры Горно-Марийского района МАССР, где тогда жила наша семья,  рабочую бригаду из сверстников по сбору корней лесного кустарника – бресклета. Это были не простые корни, а важнейшее сырье для оборонной промышленности. А через год, закончив семилетку я стал работать в лесничестве уже на постоянной основе, затем закончило двухмесячные курсы объездчиков-мастеров лесного хозяйства в тресте «Марилесхоз» и, практически, в 15 лет стал выполнять обязанности помощника лесничего – лесотехника.

В ту пору в нашем хозяйстве не было ни одного взрослого мужчины – все были на войне. А за лесничего было старший бухгалтер Мария Михайловна Гайдова. Дел было невпроворот: надо было  заниматься и  охраной леса от пожаров, и его воспроизводством. Но самая  главная наша работа  в то время состояла в лесозаготовке и вывозке древесины в леспромхоз «Волжский» треста «Марилес».  Так продолжалось до середины 1944 года, когда с фронта стали возвращаться специалисты лесничества, ставшие инвалидами.

Это позволило мне продолжить учебу. По совету Гайдовой, в октябре  я начал учиться в Поволжском лесотехническом техникуме. Здесь кроме основных и специальных предметов  мы изучали и военное дело, выезжали на полевые занятия.

К счастью, наши военные знания Родине не понадобились: 9 мая 1945 года  мы с восторгом узнали о том, что Красная армия и союзнические войска наголову разгромили фашистскую Германию. Но это была и наша победа: ведь мы тоже помогали фронту, и приближали этот великий праздник, как могли!

Потом у меня была большая и плодотворная трудовая жизнь, я закончил Ленинградскую лесотехническую академию, трудился на многих руководящих постах, в том числе и в  Республике Татарстан, имею немало государственных наград. Но по сей день самой дорогой и самой важной моей наградой остается медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг». Я и сегодня остаюсь в ветеранском строю: являюсь активным членом общественной организации инвалидов «Вера», которая, кстати, одной из первых поддержала идею о присвоении городам, отличившимся на трудовом фронте в годы войны почетного звания «Город трудовой славы».

Ахат ГАДЕЕВ