Почему Шрек не умеет праздновать Рождество

07 января 2013   Александр Гончаров *красс*

 

Люди всегда любили праздники. Жизнь обывателя (в хорошем смысле слова) монотонна и совершенно не изобилует яркими событиями. Поэтому праздники привносят изрядную толику разнообразия, помогают человеку ощутить неповторимость мира, да и заставляют непринужденно отвлечься от суеты будничных дней.

Праздники приходят и уходят. Например, в Англии вплоть до XVI века, массово отмечали 1 мая – День Робина Гуда. Потом, под воздействием протестантского вероисповедания, этот праздник исчез. Ныне о нём вспоминает не так уж много жителей Британии. Праздник Рождества совсем не относится к категории забытых. Ныне Рождество отмечается даже и в нехристианских странах. Остаётся открытым вопрос: а какое Рождество в наше время празднуют миллионы и миллионы землян? что стало со смыслом празднования? Ибо праздник без смыслового наполнения, всего лишь, имитация, симулякр…

Есть два известных детских мультфильма, сделанные в США и собравшие миллионы юных зрителей в кинотеатрах самых разных странах мира. Это «Ледниковый период» (рассказывающий о похождениях условно древних животных) и «Шрек» (главным героем здесь выступает огр-великан). Собственно мультфильмы меня мало интересуют, гораздо интереснее «рождественские» дополнения к ним.

В «Ледниковом периоде» мамонты, ленивцы и прочие обитатели сего анимационного мира Рождество явно любят. Все ждут прихода Санты и подарков. Но вот что особо напрягает: у Санты (именуют его сокращенно!) нет ничего чудесного. Вселенная «Ледникового периода» бежит от чудес, как ребёнок от горького лекарства. Санта представляется переносчиком гостинцев. Говорящие звери -- саблезуб, мамонты, олени -- заняты решением сугубо материальных проблем. Ленивец Сид воет, когда ему сообщают о занесении в «чёрный список Санты» (лица, в нём поименованные, лишаются презентов на Рождество!). Иных страданий не обнаруживается. Ха-ха! Какая же духовность может быть у ленивца?! Никакой! Только вот беда: под масками животных ведь скрываются образы «сыновей и дочерей Адама и Евы». Оживотновление полное. Рождество Христово отменено в пользу какого-то иного материалистического Рождества.

Впрочем, можно возразить: «Дорогой мой, ведь в мультфильме действуют всё же животные». Серьёзное возражение (без шуток). Отвлечёмся от скрытых людских характеров. Порассуждаем. И ничего хорошего не получим опять. Во-первых, всякая тварь имеет право хвалить Творца. Во-вторых, ну, можно было бы праздновать Рождество какого-нибудь Священного Предка всех мамонтов, что ли. Но и этого удовольствия лишены герои мультика. Они заранее являются сторонниками эволюции. Творец, а тем паче Бог, являются лишними в системе мировоззрения, отражённой в «Ледниковом периоде». Летающие олени, видимо, также являются плодом борьбы видов за существование и естественного отбора. Поэтому праздник Рождества бессмыслен и ущербен. Лучше бы в «Ледниковом периоде» эти милые животные-атеисты справляли День Первой Снежинки или Ночь Северной Звезды.

По крайней мере, так честнее…

Рождественские похождения Шрека расстроили ещё больше. Бедный огр не умеет праздновать Рождество. Сам несчастный признаётся, что огры совсем не признают праздников. Но это детали.

Шрек, желая сделать приятное своей супруге и детям, под неистовым предпраздничным натиском Осла, решается организовать празднество. Великан добирается до города и получает книгу с инструкцией по празднованию. Книга называется лирически: «Рождество для деревенских идиотов». Юмор очаровательно омерзителен. В переводе на русский ещё «красивше»: «Рождество для тупых деревенщин». Переводчик, так сказать, усилил направленность  взрыва воздействия. Инструкция ведь вполне безобидна, там есть и тёплый семейный вечер, и ёлочка. И всё – «для тупых деревенщин». «Продвинутые» обязаны праздновать (опять неизвестно чьё) Рождество, упившись вусмерть и «голыми танцевать на корпоративниках» перед пластиковым древом…

Атрибутика Рождества Господа нашего Иисуса Христа всё-таки просматривается в шрекиниане. Ангелочек над детской кроваткой маленьких огриков. Ещё один ангелочек (явно женского пола) проскакивает в кадре в виде узорчатого печенья или пряника. Кот в сапогах на минутку появляется на фоне храма с католическим колоколом. На сём смысловая нагрузка заканчивается. Дальше танцы до упаду, мечты Шрека о семейной идиллии накрываются медным тазом. Следует ссора. Затем нежное и достаточно доброе примирение.

Итог мультипликационному действу подводит «рождественская» сказка Шрека Мороза. И звучит пожелание (несомненно шуточное! шуточное ли?!): «Всем Помойного Рождества!»

Можно сказать: «Зачем же усложнять донельзя? Сказка -- только сказка».

На мой нецивилизованный и непросвещённый взгляд, сказка опаснее любого «Кода да Винчи». Сказкой лупят напрямик в детские души. Помои выливаются в рождественскую колыбель. Грязью мараются чистые и светлые чувства. Смеются над Верой и Любовью. Но попробуйте что-нибудь «помойного» выговорить (заикаясь и удивляясь своей смелости) в голливудском художественном фильме о расовых меньшинствах. Сие вам не Рождество оплёвывать -- банально лишат работы.

Захват культуры на Западе произошел почти точненько в соответствии с рецептами Антонио Грамши. Западная культура пропила свое первородство (всегда Кока-Кола!). Западная культура обесцветила праздники. Наступил настоящий духовный Ледниковый период, а по насту катит на санях педофил Санта, подгоняя геев-оленей. Покуда подобная картина кажется фантастической. Но это уже не «Послезавтра», а «ближе, чем кажется». Зябнет сердце, душа мёрзнет и разум холодеет. «Хо-хо-хо!»

Россия осталась последней носительницей европейской христианской самости. Наверное, плохой носительницей. Но Рождество Христово у нас ещё живо как праздник. Смыслы не изгнаны. И гоголевский кузнец Вакула бьёт черта… И поют: «Ты еси Бог творяй чудеса!» И в храмах горит свет…

Со Светлым Рождеством Христовым, братья и сестры!