65000 россиян лишены гражданства, а Депардьё его получил

На модерации Отложенный

Три подписи чиновников Федеральной миграционной службы стоят под документом с безликим названием "заключение".

Этот документ - кошмарная действительность для тысяч законопослушных граждан нашей страны. "Заключение" - бумага, рожденная отечественной миграционной службой, отнимает у россиян гражданство и признает их паспорта незаконными. Для лишения гражданства и аннулирования паспорта миграционным чиновникам не нужны ни суд, ни следствие - только тройка подписей - и вы никто и звать вас никак.

"Я, Николай Баштаников, прошу "Российскую газету" помочь разобраться в моем деле. Для получения загранпаспорта я обратился в паспортный стол Ховрино. При проверке документов мне сообщили, что у меня - проблемы. Они в том, что сведений о приобретении мной гражданства РФ в УФМС нет. Поэтому я был признан негражданином России.

Я родился в городе Ровно на Украине. В возрасте одного месяца в 1974 году родители приехали в Москву. Отец стал слушателем Военной академии им. Фрунзе. После окончания академии мы жили в ее общежитии на Садово-Спасской улице. Я закончил обычную московскую школу N 282, техникум. В 1990 году получил паспорт в 68-м oтделении милиции Москвы. Отслужил в армии. В апреле 1995 года мы наконец-то получили квартиру . В тот же год я женился. Сейчас у меня трое детей. С 2003 года я со своей семьей живу в Ховрино. Никогда не являлся и не являюсь гражданином другой страны. Уважаемая редакция, ответьте, кто я теперь? Человек без родины, без паспорта. И кто мои дети?"

Писем, подобных этому, в редакции сотни. Звонок корреспондента "РГ" начальнику отдела миграционной службы по району Ховрино подполковнику Галине Коляда оказался звонком в никуда. Чиновница пообещала все выяснить про Николая Баштаникова, поставить в известность начальство и перезвонить. Больше на связь с редакцией чиновница не вышла. Баштаников пошел в суд с иском против миграционной службы. В судах всех регионов исков к миграционной службе многие тысячи.

Одна из важных государственных задач - привлечь в страну соотечественников - явно буксует. Какие приезжие! От своих родных сограждан чиновники избавляются в массовом порядке. Складывается странное ощущение, что служба пытается найти себе работу, но совсем не там, где надо государству. А вот еще одна трагедия:

"Я, Петровская Анна Ивановна, 1934 года рождения, инвалид 1 группы. Мой единственный сын, кормилец и опора Петровский Николай, лишен российского гражданства. Мы с покойным мужем - потомственные казаки. Сын в 1989 году защитил в МГУ диссертацию, по распределению приехал в Брест, прописался в общежитии, но жил в Белой Калитве. Там купил дом и в 1993 году поменял его на комнату в Москве.

Прописался и получил российский паспорт. Неожиданно у него паспорт отняли. Сын начал судиться с ФМС, а меня отдали в реабилитационное учереждение".

Миграционная служба лишила Петровского гражданства, просто поставив перед фактом, прислав свое решение по почте, даже не заказным письмом. Заметим, что в течение многих лет Петровский жил российским гражданином с российским паспортом.

Сейчас ФМС массово выявляет якобы необоснованно выданные паспорта. Причем документы, которые миграционщики признают незаконными, не содержат признаков подделки, оформлены не на похищенном бланке и выданы в установленном порядке согласно процедуре. Люди неожиданно становятся негражданами и никто не отвечает несчастным "почему".

Проблема миграционного беспредела эхом отозвалась в Госдуме. Там тоже задались вопросом: почему людей фактически в административном порядке лишают гражданства? Председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин и его первый зам Александр Москалец стали авторами важной инициативы. Она должна помочь восстановить справедливость в этом вопросе. Ведь "лишенцами" неожиданно для себя нередко оказывались не только наши соотечественники, но и "фактически укорененные сограждане". Сотни тысяч граждан российский паспорт получили до вступления в силу ныне действующего Закона от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации". Отсюда и проблемы.

Число российских общегражданских паспортов, объявленных недействительными (по мотивам нарушения установленного порядка выдачи этих паспортов в период 90-х - 2000-х годов), к настоящему времени составляет 65 тысяч, из них около 34 тысячи таких паспортов были изъяты. Было бы изъято еще больше, если бы депутаты Госдумы не договорились с Федеральной миграционной службой приостановить этот процесс. При этом в выдаче новых - "правильных" - общегражданских паспортов или иных основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, людям отказывают. Мотивируя это тем, что в информационных реестрах нет сведений, подтверждающих российское гражданство у этих людей.

Депутаты предлагают другой подход - если при выдаче российских паспортов в 1990-х - начале 2000-х годов соответствующие процедуры даже и были определенным образом нарушены, то лица - владельцы этих паспортов не могут считаться обладателями российского гражданства только в одном случае.

Когда нарушения связаны с противоправными действиями собственно этих лиц и только тогда, когда такая вина доказана в суде.