Настоящие человеки или народ НЯ. Товарищи НГАНАСАНЫ
На модерацииОтложенный
Термин "нганасаны" введён в 1930-е годы и образован от нганаса - "человек, мужчина", самоназвание - ня - означает "товарищ". Сами нганасаны говорят о себе так: "Мы народ ня".
По переписи 2010 года нганасан в Российской Федерации проживает 862 человека.
Традиционная территория кочевания нганасанов — внутренние районы Таймырского полуострова от северных границ лесотундры до предгорий хребта Бырранга.
В 60—80-е годы XX века нганасаны были переселены в три посёлка, расположенные южнее, на долганской этнической территории, — Усть-Авам, Волочанка и Новая. Некоторые нганасаны живут в городах Таймыра (Дудинке, Норильске, Хатанге).
Территориально нганасаны делятся на три основные группы: авамские (бассейн реки Пясина), таймырские (район озера Таймыр) и вадеевские (бассейн реки Хатанга). Западная – авамская группа нганасан расселена в поселках Усть-Авам и Волочанка (северо-восточнее Дудинки), восточная – вадеевская - в поселке Новая (близ Хатанги).
Нганасаны сложились на основе древнего палеоазиатского населения Таймыра, неолитических охотников на дикого северного оленя, смешавшегося с самодийскими и тунгусскими племенами.
Окраинное расположение этнической территории нганасан по отношению к другим самодийским народам оказало влияние на их этногенез и этническую историю. Полуостров Таймыр, судя по данным археологии, начал осваиваться человеком ещё в эпоху мезолита (V тысячелетие до нашей эры) с востока, из Приленья. Культурные связи с этой территорией сохраняются и в более поздние исторические периоды.
Издревле основным занятием нганасан была охота на диких северных оленей, водоплавающую дичь и пушного зверя. Нганасаны бережно относились к природе. Во время выведения животными потомства охота регламентировалась обычаем (карсу), запрещавшим убивать самок зверей и птиц во время беременности и выхаживания детенышей. В настоящее время основное занятие нганасан – сезонный отстрел дикого оленя, охота на пушного зверя (песца, волка, росомаху) и полярную куропатку. Излюбленная пища – мясо оленя, диких гусей и рыба в сыром, вареном, сушеном и мороженом виде.
Предки нганасан жили группами, в которые входило 20-30 мужчин-охотников, соответствующее количество женщин и дети.
Авамские нганасаны делились на пять патрилинейных родов, вадеевские - на шесть. Руководителями рода были старейшие люди, которых позже выбирали в "князцы". "Князцы" представляли свой род перед русской администрацией. В их функции входил сбор ясака, разбирательство правонарушений. Среди членов рода и между дружественными родами был распространён обычай взаимопомощи. Нетрудоспособных членов обедневшей семьи отдавали на прокорм в зажиточные хозяйства.
Места традиционного кочевания и поколок были закреплены за группами из шести-семи родственных семей и считались собственностью рода. Границы этих территорий тщательно соблюдались. Запрещались браки между родственниками по обеим линиям до третьего поколения. Выплата калыма или отработки за невесту были обязательны.
Распространён был левират. Случаи многожёнства редки и встречались в основном среди зажиточных людей.
В настоящее время происходит сильная ассимиляция нганасан другими народами, проживающими на Таймыре, как коренными, так и приезжими. Много смешанных браков.
Нганасаны исповедуют православие и традиционный шаманизм, причем зачастую в синтетических формах.
Наряду с языческими персонажами, появляется лёса нго (русский бог), Миколка-бог (святой Николай). После крещения нганасаны не отказались от традиционной мировоззренческой системы.
Музыка сохранилась в наиболее древних формах фольклорного музицирования и генетически родственна музыке ненцев, энцев и селькупов. Её жанровая система представлена песенными, эпическими, шаманскими, танцевальными и инструментальными традициями.
Песенная традиция основана на принципе персонального сочинительства напевов, нередко импровизации. Практически у каждого певца имеется несколько личных мелодий-песен балов. Детские песни н`уона балы создаются родителями для детей, которые по мере взросления разучивают их и поют как собственные именные песни. Колыбельные песни л`андырсипса балы являются семейной традицией и передаются по женской линии, как и песни-баюкания н`уо л`антеры.
В песне описывается разговор между юношей и девушкой. Девушка предсказывает юноше его будущее. Он говорит: «ты должна стать моей женой». Девушка отворачивается и пытается найти причины, почему ей не хочется за него замуж.
Музыка нганасанов. Buda Records (Siberie 1 - shamanic and narrative songs of siberian arctic) L'Hirondelle-Fleche www.etnic.ru
Мелодии шаманских песен нада балы, по представлениям нганасан, принадлежат различным духам д`амада и чередуются в процессе многочасового камлания: шаман запевает, а один или несколько помощников ему подпевают. У каждого шамана имеются ритуальные песни, соответствующие различным этапам обряда: набатачио балы - созывание духов, хоситапса балы - гадание, нантами балы - обращение-просьба к духам.
Последним настоящим шаманом нганасанов считается Тубиаку Костёркин, который умер в 1989м в возрасте 68 лет. Его брат Борис и его племянник Делсюмяку (написано Delsjumjaku, «j» передаёт «й») исполнили шаманский ритуал для французских этнографов. Борис и Делсюмяку шаманами не считаются, хотя отношение к ним неоднозначное. Они – последние наследники рода великих шаманов, они прекрасно знают ритуалы. Им самим не очень ясно, шаманы ли они или нет. Шаманы используют огромный бубен, к нему приделаны дребезжащие железяки. В бубен бьют колотушкой, обёрнутой в мех. Камлание посвящено вызову духа медведя. Шаман поясняет: «Мех медведя – это друг шамана, это его дух. Он помогает построить дорогу. Колотушка барабана – это язык шамана. Я бросил колотушку вверх и она упала в сторону. Это хорошо. Всё, что шаман говорит во время камлания, приходит к нему из его затылка. В моём затылке есть дырка, сквозь которую я слышу всё то, что я затем передаю другим».
Комментарии