Последние жертвы года «черного дракона», о которых наша газета рассказывала в своем прошлом номере, увы, на самом деле оказались еще не последними. Год 2012 стремительно уходит в прошлое, а катастрофы, аварии и пожары продолжают уносить человеческие жизни – без перерыва на новогодние каникулы.
Вечером 29 декабря в Москве при посадке разбился самолет Ту-204. На его борту находились только восемь членов экипажа. Погибло четыре человека, позже в больнице скончалась раненая стюардесса, еще трое находятся в тяжелом состоянии.
Между тем, самыми страшными по общему числу погибших и пострадавших становятся «негромкие» ЧП: многочисленные ДТП и пожары. В тот же день на пожаре в Новосибирске погибли семилетняя девочка и четырехлетний мальчик, в полузаброшенном доме поселка Енисейск Красноярского края заживо сгорели четыре человека, в Москве – в собственной квартире и гараже от огня умерли еще четверо.
Однако все внимание сейчас приковано к разбившемуся самолету. Это понятно: если бы в нем летели пассажиры, масштаб трагедии был бы огромен. К слову, именно на этом борту ранее летала российская футбольная сборная. А всем еще памятна трагедия погибшей в сентябре прошлого года в авиакатастрофе под Ярославлем хоккейной команды «Локомотив».
В субботу пассажирский самолет Ту-204, выполнявший чартерный рейс из Чехии, совершая посадку в аэропорту Внукова, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. После этого лайнер развалился на куски и загорелся. Одна часть фюзеляжа упала на Киевское шоссе. Из-за авиакатастрофы в течение нескольких часов движение по шоссе было парализовано, а не менее 20 рейсов вылетели из Внуково с опозданием.
Возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Черные ящики лайнера найдены, они практически не пострадали, создана специальная комиссия по расследованию. Однако, как уже заявлено, ожидать скорых результатов ее работы не следует.
Помимо гибели людей, такая «нерасторопность» представляется самым опасным следствием всех последних авиакатастроф в нашей стране. Шум вокруг авиатрагедий обычно быстро стихает, виновниками ЧП чаще всего называют погибших летчиков или некие «непреодолимые условия». Но похоже, должных выводов на будущее из случившегося не делается. Неудивительно, что Россия в последние десять-пятнадцать лет стала одной из самых неблагополучных по количеству авиакатастроф стран.
Вот и сейчас параллельно развивается два процесса. Первый – это уже стандартные действия властей после любого резонансного ЧП с человеческими жертвами. Премьер-министр Медведев тут же, под телекамеры, провел совещание, выслушал доклады вице-премьера Аркадия Дворковича, главы МЧС Владимира Пучкова и министра транспорта Максима Соколова. Соколову он поручил выехать на место происшествия, а главе Минздрава Веронике Скворцовой «седлать все возможное для оказания помощи пострадавшим». Мэр Москвы Сергей Собянин обещал выплатить семьям погибших по миллиону рублей компенсации. В аэропорт Внуково направлены психологи. Правда, не слишком понятно, каковы в сложившихся обстоятельствах их функции. Разве что успокаивать пассажиров задержанных и не-задержанных рейсов: мол, несмотря на развал системы отечественных авиаперевозок, отсутствие каких-либо гарантий безопасности, может быть, им все-таки повезет долететь живыми и здоровыми.
Конечно, помощь, как и самые тщательные разбирательства, должны по закону оказываться и проводиться без всяких специальных поручений. А обещания руководителей страны «взять ситуацию под свой контроль» в большинстве случаев не оказывают эффекта. Но для пиара такие широко транслируемые совещания и штабы вполне годятся. Как и огромные выплаты пострадавшим. Если бы эти средства вкладывались в безопасность и инфраструктуру, скольких бы трагедий удалось избежать! В итоге такие спектакли создают ложную иллюзию, что власть делает все необходимое для исправления ситуации, но на самом деле ничего не меняется.
Второй процесс – уже начавшиеся дрязги между заинтересованными лицами и организациями, которые пытаются перевалить ответственность друг на друга. Это тоже стало привычным делом: государство практически ушло из системы авиаперевозок, сняв тем самым с себя ответственность за них, а частнику важны, главным образом, прибыли и доходы. И гибель людей не столь существенна, как возможные многомиллионные расходы, связанные с выплатами штрафов и разного рода издержек. Впрочем, система такова, что порой выгоднее «компенсировать» смерть пассажиров, чем обеспечить их безопасность.
Сейчас рассматриваются стандартные версии катастрофы: «человеческий фактор», технические неисправности самолета, плохие погодные условия. Проверяется и качество топлива. Следователи начали проверку компании Red Wings, которой принадлежал разбившийся самолет Ту-204.
В Москве в момент крушения самолета действительно шел снег, скорость ветра составляла 8 метров в секунду, но никаких погодных катаклизмов не отмечалось. Неназванные источники в авиадиспетчерских кругах утверждают, что виной всему – ошибка пилотов. Об этом может свидетельствовать и тот факт, что самолет заходил на посадку уже второй раз. По другим предположениям, у лайнера отказали двигатели или тормозная система. Недаром пилоты пред самой посадкой кричали: «Тормоза!». Следователи намерены опросить выживших, когда позволит их состояние. Но все, кто находился в кабине и непосредственно управлял самолетом (командир воздушного судна Геннадий Шмелев, второй пилот Евгений Асташенков и борт-инженер Игорь Фисенко), погибли.
В компании Red Wings утверждают, что еще в 2009 году говорили о серьезных конструкторских недоработках самолета. Гендиректор компании Сергей Тетерин, в частности, жаловался на тормозную систему. Мол, тормозные диски не выдерживают и трети срока эксплуатации, а стоят в четыре раза дороже американских аналогов, но из-за коррупции производители не разрешают устанавливать чужие диски.В самой ОАК проблемы отчасти признавали, заявляя, что большинство из них связаны с ненадлежащим качеством комплектующих изделий, в том числе с двигателем.
Да, коррупция, в России не новость. Выявлялись и вопиющие факты использования при обслуживании самолетов контрафактных деталей. Впрочем, касалось это, прежде всего, импортных неновых машин, которые покупают российские авиаперевозчики. Так что речь может идти как действительно о выявленных, но не принятых во внимание серьезных технологических дефектах в отечественном лайнере, так и о поиске поводов переключиться на иностранное старье с целью экономии средств и повышения прибыли.
Ряд экспертов полагают, что причина последнего ЧП не в системах Ту-204. «Я думаю, что самолет здесь абсолютно ни при чем. Нужно смотреть обстоятельства происшествия, детали крушения. Это была вторая попытка посадки. Все было нормально, и вдруг такое. Можно фантазировать, что произошло обледенение, но я думаю, надо идти от простого — это неэффективная работа экипажа по исправлению собственных ошибок. Если это действительно была жесткая посадка, следовательно, они вышли на полосу с ошибкой, пытались исправить влияние бокового ветра», так, в частности, прокомментировал возможные причины катастрофы изданию «Газета.ру» летчик-испытатель Александр Акименков.
Задачей государственных комиссий и следственных органов и является точное и объективное установление истинных причин трагедии, дабы они не повторялись в будущем. К сожалению, опыт прошлых происшествий подобного рода не дает никакой уверенности, что это будет сделано. Ну а прилетевшим на разбившемся лайнере в Чехию российским туристам остается только радоваться удаче и надеяться, что она не отвернется от них и на обратном пути, когда они полетят домой.
Павел СВИРИДОВ
Комментарии