К ДИСКУССИИ ПО ВОПРОСУ «ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СОЦИАЛЬНОЕ ПРИРОДНЫМ?»

На модерации Отложенный

Глобальный экономический кризис, который поразил сегодня все страны мира, нельзя понять вне контекста кризиса современного мировоззрения людей, лежащего в основе кризиса их социальной (то есть политической, экономической, правовой, моральной, религиозной, научной, художественной) культуры.

 

Представляется, что проявления глобального кризиса имеют своим корнем кризис социальной культуры современных людей, который состоит в критическом распространении в обществе своеволия и иллюзий. Будучи поражены «комплексом» своеволия и иллюзий, люди нарушают те законы Матери-Природы, которые она дает им для их жизни в обществе…

 

На пирамиде Хеопса, строительство которой было завершено в 2580 году до нашей эры, иероглифами было написано: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира». Хотя с того времени человечество прошло долгий путь развития, это предостережение не только не утратило актуальности, но, наоборот, - стало «золотым правилом» для выживания человечества. Социальные явления, как проявления воли и сознания людей, становятся опасными для самих же людей тогда, когда они нарушают законы Матери-Природы. Мать-Природа – это То, что порождает все сущее и дает ему Законы для существования, создавая таким образом Миропорядок. Иными словами, Мать-Природа – это та универсальная сущность, которая проявляет себя в существовании всего сущего по определенным законам, - это сущность, находящаяся «по ту сторону» сущего.
Все сущее проявляется в виде физических, биологических и социальных явлений. Для всех этих явлений Мать-Природа дает свои законы существования. К социальным явлениям это относится в такой же мере, как и к физическим и биологическим. На этом основывается идея природной целостности мира. Исходя из этой идеи, по-новому следует формулировать «основной вопрос философии»: «Какая роль воли и сознания людей в мире, существующем по законам Матери-Природы?».

 

В свете этой же идеи природной целостности мира решение указанного вопроса может быть только таким: «Роль воли и сознания людей в мире, существующем по законам Матери-Природы, состоит в том, чтобы приспосабливать их жизнь к законам Матери-Природы». Если воля и сознание людей не согласовываются с законами Матери-Природы, то они приобретают состояние, которое называется «комплексом» своеволия и иллюзий. Будучи поражены своеволием и иллюзиями, люди нарушают законы, данные Матерью-Природой для социальной жизни людей, - порождая таким образом все то, что мы называем Злом. Добро – это все то, что есть проявлением воли и сознания, пребывающих в согласии с законами Матери-Природы.

 

Человечество сегодня должно набраться смелости признать существование законов, данных Матерью-Природой для социальной жизни людей, потому что лишь тогда оно обратится к Новейшему Просветительству, которое, освещая природные законы социальной жизни людей, выведет его на путь социального прогресса, как это было, в частности, в ХVII – XVIII веках.
Какой же должна быть идея Новейшего Просветительства, чтобы она способна была остановить социальный регресс и положить начало социальному прогрессу? Этой идеей должна быть идея, являющаяся результатом развития идеи Просветительства XVII – XVIII веков, которое вывело цивилизацию из тогдашнего кризиса, вызванного распространением среди людей своеволия и иллюзий, с помощью идеи подчинения воли и сознания людей законам Матери-Природы, действие которых распространяется не только на физические и биологические, но и на социальные явления.

 

На этой идее учреждалась концепция естественного (природного) права, из которой выводились права человека, положенные тогда в основу социального прогресса, в частности, прогресса европейской цивилизации. Таким образом, идея естественности (природности) социальной жизни людей вылечила человечество от «комплекса» своеволия и иллюзий, благодаря чему был преодолен кризис, который возник через отклонение социальной жизни людей от законов природы, которым оно должно было бы подчиняться.
Из этого следует, по нашему мнению, что результатом развития идеологии Просветительства XVII – XVIII веков является социальный натурализм, который и должен стать идеологией Новейшего Просветительства. Социальный натурализм – это мировоззрение, которое выводится из идеи природной целостности мира, согласно которой все, что существует в мире должно существовать по законам Матери-Природы. (Концепция социального натурализма более подробно изложена в кн.: Костенко А.Н. Культура и закон – в противодействии злу. – Киев: Атика, 2008. – 352 с. (на украинском языке)). 

В связи с новыми вызовами ХХI века повышается роль науки, как фактора, формирующего социальную культуру людей, в обеспечении социального прогресса. Поэтому для дискуссии предложена следующая гипотеза: современная социальная наука может выполнить свою миссию в обеспечении социального прогресса, если будет реформирована в форму природоведения с помощью «принципа природности (естественности) социального», который выводится из идеи природной целостности мира. На этой основе должна состояться конвергенция социальных и несоциальных («естественных») наук.

 

Следующие тезисы могут служить поиску подтверждения этой гипотезы:

 

Тезис 1. Сегодня есть достаточно симптомов, которые указывают на кризис социального порядка в мире.

 

Тезис 2. Социальное своеволие и социальные иллюзии, которые заключаются в игнорировании природных законов социальной жизни людей, порождают любой социальный (то есть политический, экономический, правовой, моральный, религиозный, духовный, научный, художественный и т.п.) кризис.

 

Тезис 3. Для преодоления кризиса социального порядка и выхода на путь социального прогресса нужна новая социальная теория.

 

Тезис 4. Новая социальная доктрина может быть продуктивной, если будет основываться на принципе природности социального (принципе социального натурализма), что является результатом развития идей эпохи Просветительства.

 

Тезис 5. Для создания продуктивной доктрины социальной науки нужно, исходя из идеи природной целостности мира, решить проблему №1 современной цивилизации, которая формулируется так: «Является ли социальное природным?».

 

Тезис 6. Социальная наука сможет обеспечить социальный прогресс, если станет естественной наукой – отраслью природоведения, то есть будет направлена на познание законов природы, по которым существует социальная жизнь людей (законов социальной природы). На этой основе должна состояться конвергенция социальных наук с несоциальными («естественными») науками.

 

Тезис 7. Будучи основанной на принципе социального натурализма, «натуралистическая» социальная наука открывает путь к новому социальному мировоззрению, которое базируется на новом решении «основного вопроса социологии: является ли социальное природным?». В соответствии с принципом социального натурализма «основной вопрос социологии: является ли социальное природным?» следует решать следующим образом: «Социальное так же существует по законам Природы, как и физическое или биологическое». Такое решение «основного вопроса социологии: является ли социальное природным?» может быть положено в основу «натуралистической» социальной науки.

 

Тезис 8. Теория «натуралистической» социальной науки отличается от других социальных теорий тем, что является применением принципа социального натурализма к интерпретации социальных явлений. В соответствии с этим принципом истинным в социальной жизни есть то, что согласуется с законами социальной природы, а неистинным – то, что не согласуется с ними, добро – это то, что соответствует законам социальной природы, а зло – то, что не соответствует им.

 

Тезис 9. Роль «натуралистической» социальной науки заключается в том, что она способствует преодолению социального своеволия и социальных иллюзий (являющихся источником кризиса социального порядка и ведущих к социальному регрессу), предлагая формулу «Культура – мать порядка!», что создает иммунитет против злоупотреблений достижениями «естественных», то есть физических и биологических наук.

Имеющая место сегодня искусственная «денатурализация» социальных наук приводит к неадекватному использованию достижений физических и биологических наук (например, в агрессивных войнах, для наживы, для узурпирования власти и т.п.).

 

Тезис 10. «Натуралистическая» социальная наука позволяет адекватно отвечать на новые вызовы времени, в частности способствует решению проблем, которые появляются в связи с процессом глобализации социальной жизни людей и научно-техническим прогрессом.
Подтверждение предложенной в этих тезисах гипотезы может способствовать развитию нового мировоззрения, основанного на принципе социального натурализма.

 

Социальный натурализм – это принцип, согласно которому социальные явления должны рассматриваться как такие, которые порождаются Матерью-Природой и существуют так же по ее законам, как и физические и биологические. Образно говоря, для всего сущего Природа есть Матерью и Высшим Законодателем. Поэтому, в частности, дуалистическая формула «природа и общество» является чрезвычайно вредной ошибкой, потому что выводит «общество» за пределы «природы» и таким образом отрицает, что «общество» – это тоже «природа», но иная «природа», отличная от физической и биологической природ. Оно является высшей формой развития «природы», которая наслаивается на физическую и биологическую «природы». «Общество» отличается от физической и биологической «природы» не тем, что оно не является «природой», а тем, что это высшая форма «природы», которая возникает в результате развития физической и биологической форм «природы» и при этом находится в генетической связи с последними.

 

Социальный натурализм дает возможность увидеть, что существует, образно говоря, не две «природы» - физическая и биологическая, а три «природы» - физическая, биологическая и социальная. И эта «третья природа» (то есть, социальная) не опускается к первым двух, а, наоборот, поднимается над ними как высшая по отношению к ним и существует по своим, свойственным лишь для нее природными законам. Образовывая иерархическое наслоение «физическая природа – биологическая природа – социальная природа», эти три «природы» генетически связанны между собой, потому что биологическая порождается развитием физической, а социальная – развитием биологической. Следовательно, в соответствии с социальным натурализмом социальные явления не являются внеприродными, но признание их природными не означает, что они этим самым опускаются к физической или биологической природе. Поэтому социальный натурализм не есть «физикализацией» или «биологизацией» социальных явлений, как это может показаться на первый взгляд.

 

Принцип социального натурализма позволяет по-новому решить вопрос «Что такое человек?». Исходя из него, человек – это существо, обладающее способностью жить по законам социальной природы.

 

Согласно социальному натурализму в результате последующего развития «третьей природы» должна спустя некоторое время возникнуть следующая «четвертая природа». На основе современного человека возникнет новое существо – «постчеловек», который образует новое сообщество – «постсоциум». Они будут отличаться от современного человека и современного социума так же, как сегодня человек и социум отличаются от прачеловека и прасоциума. Человечество придет к этому лишь если будет развиваться за законами Матери-Природы. Но уже сегодня это нужно прогнозировать с помощью социальной футурологии, основанной на социальном натурализме, чтобы не сбиться с пути социального (гуманитарного) прогресса.

 

Социальный натурализм является мировоззрением будущего, которое может остановить социальный регресс, устраняя его корень – «комплекс» своеволия и иллюзий, поражающий сегодня людей. Он является мировоззрением, способным противодействовать «комплексу» своеволия и иллюзий, – источнику всякого зла в мире. Став идеологией Новейшего Просветительства, он может способствовать радикальному «лечению» различных социальных патологий.

 

Сам термин «натурализм» вследствие драматической борьбы идей был извращен – ему был придан антисоциальный смысл. В соответствии с этим извращенным смыслом «натурализм» сводился к физикализации или биологизации социальных явлений. Это проявлялось, в частности в виде дихотомии «природа и общество», исходящей из противопоставления природы и общества, как некоего внеприродного феномена. Концепция социального натурализма возвращает термину «натурализм» его истинный смысл и не только освобождает его от антисоциального смысла, но дополняет его социальным смыслом. В таком виде понятие «натурализма» открывает новые возможности для познания законов, по которым существуют социальные явления. В этом суть концепции социального натурализма.

 

С помощью социального натурализма можно противодействовать имеющимся сегодня проявлениям своеволия и иллюзий во всех областях социальной жизни, в частности, в политике, экономике, праве, морали, религии, науке, искусстве и тому подобное. Значение социального натурализма заключается в том, что он дает критерий для различения прогресса и регресса, а также вооружает людей инструментарием, пригодным для обеспечения социального прогресса. Согласно ему, если социальное явление есть природным, то есть согласовывается с законами социальной природы, то оно является прогрессивным. Следовательно, люди должны познавать законы социальной природы и приводить в соответствие с ними свою социальную практику, если хотят жить в условиях прогресса, а не регресса. Поэтому социальный натурализм должен стать мировоззрением человеческого сообщества в XXI веке. Он может служить социальному прогрессу, обеспечивая развитие социальной культуры людей, то есть приспособление социальной жизни людей к законам Матери-Природы в соответствии с формулой: «Вперед – к Природе, руководствуясь социальным натурализмом!».

 

Предложенное здесь понимание миссии социальной культуры людей в обеспечении социального прогресса позволяет выявить настоящую роль университетов, как специальных общественных учреждений, предназначенных «культивировать» средствами просвещения в обществе социальную (политическую, экономическую, правовую, моральную, религиозную, научную, художественную и т.п.) культуру. Образно говоря: «Процветание народов обеспечивают университеты, а не партии, правительства или парламенты!». А в связи с тем, что вызовы человечеству приобретают глобальный характер, то и социальное просвещение в университетах обречено на глобализацию. Такая глобализация социального просвещения возможна, по нашему мнению, лишь как сближение национальных систем социального просвещения между собой на основе приближения каждой из них к «общему знаменателю» - социальному натурализму, предполагающему развитие социальных наук через конвергенцию с несоциальными («естественными») науками.

 

Социальный натурализм указывает на необходимость конвергенции социальных и несоциальных («естественных») наук, которая способствует формированию новой социальной (в том числе научной) культуры людей – основы социального прогресса, безопасности и процветания народов.

 

В свете изложенного становится все более очевидной особая роль социальных наук в обеспечении социального прогресса – без развития социальных наук, формирующих социальную культуру людей, никакое развитие физических и биологических наук не может обеспечить социальный прогресс, безопасность и процветание народов. А развитие социальных наук может происходить лишь на основе социального натурализма, то есть мировоззрения, в соответствии с которым социальное является природным.

 

Те народы, которые обратятся к Новейшему Просветительству, культивирующему социальный натурализм, будут наиболее приспособленными к законам Матери-Природы, а значит и жизнеспособными в современном мире.

 

Александр Николаевич Костенко