Нравственная слепота – 6. А где звезды?

Окончание. Начало: Нравственная слепота – 1. 56%: было, не было, не верю, вспоминая Беслан, Нравственная слепота – 2. Поединок Навального с Железняком , Нравственная слепота – 3. Лимонов и Третьяков: это не возрастное , Нравственная слепота – 4. Подлость и погремушка: Прохоров, и Пономарев, и Путин , Нравственная слепота – 5. «И увидел такие рожи, пострашней балаганных рож»  

Ну, хорошо – пять песен я написал, а где просвет? Где наши духовные лидеры? Где их оценки происходящего? Не считать же такой реакцией слова патриарха, что церковь будет добиваться от московского правительства выделения кладбищенской земли для отпевания умерших сирот по христианскому обычаю. (Нет, я не шучу – сам сначала не поверил, решил, кто-то издевается над святым; какой-там издевается – все висит в Интернете.) Но оставим в покое «министерство духовности». Должны же у общества быть и иные лидеры. Где их голоса?

Да, и вообще – а кто они, наши лидеры, наши духовные авторитеты?   

Жванецкий? Что, не авторитет? Отчего же? Очень даже и авторитет. Просто какое общество, такие и авторитеты. Михал Михалыч в разгар всей этой истории счел для себя возможным ворковать с лидером нации, принимая из царских рук знак народного артиста (как будто он был недостаточно народен без знака).

А впрочем, что я напал на Жванецкого? В последние месяцы мне посчастливилось слышать три другие наши звезды, яркостью Жванецкому уступающих несильно, а то и превосходящих – как посмотреть. Все трое – наши легенды. Все торое –  ровесники Жванецкого или на пару лет старше. Ну, и что? «Все они талатнты, все они поэты» и в восемьдесят. Но все они замолкают, как бы стыдливо, когда речь заходит про сегодняшний день.

Неловкость? Неумение подняться над юношеской мечтой о прекрасном капитализме? Неспособность даже себе признаться: что же мы наделали? Не знаю... Но в их чистых голосах, почему-то у всех троих, появляется фальшивинка, когда речь заходит про сегодня... Нет, не они наши духовные лидеры. А кто?

Чулпан Хаматова, поставившая себя своим подвижничеством в не слишком длинный ряд наших духовных авторитетов? Но она молчит. И Бог ей судья...

Кто еще? Когда-то, только это было очень давно, правдивое слово можно было услышать от Валентина Распутина. Но сегодня надеяться, что в сердце «почвенника» доброта перевесит идеологию, как-то не приходится. Даже Солженицын не смог пройти через это испытание.

А, в самом деле, кто? Где эти наши люди, слово которых всегда правдиво и независимо от их личных политических пристрастий? Хорошо – мы слепые. (Хотя, конечно, ничего хорошего в этом нет.) Но где наши зрячие? Ведь когда слепые ведут слепых... ну, в общем, вы помните, чем это кончается.

В церкви их нет. Там нелгущему вообще очень трудно – примеры Сергея Баранова или Павла Адельгейма говорят сами за себя. В других конфессиях? Тоже что-то не видно. Среди писателей? Незаметно и среди писателей. И среди других деятелей культуры что-то тоже не заметно. Среди политиков? Да, да, конечно, я понимаю – об этом и думать смешно...  Может быть, среди ученых? Гражданская позиция нашего единственного нобелевского лауреата ограничилась молчаливым голосованием против закона подлости. Да, и вообще, со времени Сахарова гражданская активность ученого сообщества не выросла, да и в сахаровское время она не кипела. Значит, не ученые?.. Может быть, юристы?.. Ладно-ладно, не буду: «адвокат – нанятая совесть»...

Простите, совсем забыл о наших революционерах. А ведь, и в самом деле, здесь много людей и совестливых,и образованных, и умных, и воспитанных. Порой все эти добродетели можно встретить и в одном человеке. Но духовный лидер?.. Не поворачивается у меня язык назвать кого-то из них духовным лидером. Всё есть у наших революционеров. Кроме, наверное, одного – мудрости...

Но кто же тогда? Кто?..