Фильм "Чародеи": сказка и быль 30 лет спустя

На модерации Отложенный

Без фильма «Чародеи» – и Новый год не Новый год. Премьера сказки состоялась 31 декабря 1982 года, но и в конце 2012-го ее ждут не меньше

Разрешенная сатира

Иначе как новогодним чудом тот факт, что «Чародеи» так запросто вышли на экран, не назовешь. Ведь весь сюжет про НУИНУ (Научный универсальный институт необыкновенных услуг), заимствованный у Стругацких, есть острая сатира на советскую бюрократию и пресмыкающихся чиновников. Неужели обилием музыкальных номеров и любовными треугольниками режиссеру удалось затуманить цензорам глаза? Или помогло изобретение НУИНУ – ВП, волшебная палочка?

– В те времена власть была не так глупа, чтобы окончательно закрутить гайки, – объясняет причины зеленого света картине Эммануил Виторган (волшебник Ковров). – Она нет-нет да разрешала сказать что-нибудь сверх позволенного. Нам повезло. Мы сказали, и нам за это, как говорится, ничего не было. Более того, фильм прошел испытание временем. Он получился теплым, добрым, его смотрят до сих пор. Мы, когда снимались, такого успеха предположить не могли.

Нам же трудно представить себе кого-то на месте Виторгана. Хотя на каждую из ролей режиссер Константин Бромберг рассматривал несколько кандидатур. Ковровым могли стать Бурков, Ширвиндт, Миронов, Стеблов, Жариков, Смехов. А товарища Брыля (кстати, эту фамилию позаимствовали у художника фильма) у Михаила Светина хотели увести Боярский, Мишулин и Анофриев. Решающим для Бромберга, как рассказывал уехавший в США режиссер, стала сцена, которую он увидел в коридоре перед самыми пробами. Высокий, статный Виторган о чем-то спорил с приземистым Светиным. А тот вытягивал шею, как жираф, и чуть ли не подпрыгивал, чтобы поймать взгляд коллеги.

По мнению режиссера, пара Ковров – Брыль – один из ярких символов, благодаря которым «Чародеи» состоялись. Таковыми в полной мере являются и преданно любящий Шемаханскую колдун Киврин (Валерий Золотухин), и демонический интриган Аполлон Сатанеев (Валентин Гафт), и безымянный гость с юга, бегавший по НУИНУ в поисках людей. Семен Фарада с блеском вылепил из эпизодического героя сквозного, самостоятельно придумав фразы, которые потом разошлись на цитаты.

Как Яковлева извела Гафта

Тот самый актер, без которого, как считал Бромберг, ничего бы не было, – Александр Абдулов. Поначалу режиссеру навязали снимать в роли Ивана Пухова, сотрудника фабрики музыкальных инструментов, Сергея Проханова (кроме него, на роль претендовали Янковский, Старыгин, Калныньш и Костолевский). С «усатым нянем» запустились и даже успели снять небольшую часть материала. Но затем режиссер все-таки продавил на роль пылкого влюбленного другого актера, что бывает крайне редко. Абдулов горел не только экранными чувствами к Алёне, но и в реальной жизни на работе.

«Чародеи» – пятая картина, в которой в тот год снимался актер. И единственное время, которое у него было свободно – ночь. Оставалось лишь под него подстроиться.

Только все встало на свои места, как обнаружилась новая проблема. Звали ее Александра Яковлева. У сладкой красотки из прогремевшего фильма «Экипаж», продемонстрировавшей в постельной сцене с Леонидом Филатовым обнаженную попу и грудь, оказалось, характер не сахар.

– Александра – прекрасная актриса, но очень сложный человек, – вспоминает работу с Яковлевой Юлия Константинова, второй режиссер «Чародеев» (перед этим они вместе с Константином Бромбергом сняли «Приключения Электроника»). – Наша актриса была капризна, часами гримировалась, чем изводила всю съемочную группу, заставляя ждать ее одну. Константин Леонидович как-то не выдержал и сказал: «Ведьма из нее выйдет точно. А вот получится ли Алёна – не знаю…» Дошло до того, что мы объявили Яковлевой бойкот. А Валентин Гафт поставил условие: сниматься он будет только отдельно от нее. В сцене, где Сатанеев признается Алёне Игоревне в любви, перед актером в тот момент находилась я.

Яковлева поддерживала отношения только с режиссером, оператором и Абдуловым. Этого оказалось достаточно, чтобы показаться на экране и циничной чертовкой, и мягчайшей влюбленной. Общих сцен с Гафтом у Яковлевой на площадке и впрямь не было – актеров потом мучительно сводили с помощью монтажа.

– Бромберг даже не пытался помирить их, – говорит Константинова. – В поведении заколдованной Алёны, ведущей хитрую женскую игру с Сатанеевым, у которого она выбивает высокую должность, чувствуется раздражение. «Старый козел!» – с чувством говорит она человеку, получившему обещание выйти за него замуж. Взаимная антипатия актеров на эмоциональном уровне помогла передать внутренний конфликт Алёны.

Главная колдунья ушла в веру

Половины актеров, снимавшихся в комедии, уже нет в живых. Гафт, Золотухин, Виторган остаются в строю. А вот судьбы женщин сложились очень по-разному. Екатерина Васильева, всесильная директор НУИНУ Шемаханская, в начале 90-х не ушла в монастырь, как до сих пор пишут, а стала послушницей одного из московских храмов и его казначеем. Время от времени, получив благословение, актриса снимается в кино, но основная ее работа – искать деньги на восстановление храма. Васильева шутит: если ей когда-нибудь задумают поставить памятник, то пусть изобразят ее с протянутой рукой.

Аня Ашимова, девочкой сыгравшая Нину Пухову, которая помогает брату снять заклятие с Алёны и поет «Три белых коня», по актерской дорожке не пошла. Окончила Академию управления, но поработать по специальности толком не успела: вышла замуж за однокурсника, родила сына и посвятила себя его воспитанию. Когда мы попытались связаться с Анной и узнать, чем она занимается сейчас, женщина говорить отказалась. Сначала ссылалась на рабочие совещания, а потом честно призналась: «Люди помнят меня маленькой – и прекрасно. Свое нынешнее занятие я афишировать не хочу». Одно можно сказать определенно: 9 января белокурой девчушке из «Чародеев» исполнится 40 лет.

Но самые крутые виражи судьбы – у Александры Яковлевой. Актриса несколько раз побывала замужем (известно о трех ее браках, один из которых – с тележурналистом Александром Невзоровым). В разгар перестройки она, как и Васильева, ушла из кино. Но не в веру, а в бизнес и власть. Работала председателем комитета по вопросам культуры и туризма Калининграда, была вице-мэром города. В ОАО «РЖД» занималась скоростным сообщением, а в 2011-м возглавила «Калининградскую пригородную пассажирскую компанию».

Этим летом Яковлеву избрали председателем калининградского регионального отделения партии «Яблоко». Осенью актриса и бизнес-леди баллотировалась в мэры, но с треском провалилась. Тем не менее настроена Яковлева решительно. Характера чародейке всегда было не занимать. Конечно, если бы в ее руках находилась ВП, было бы проще. А так, как говорил герой другой бессмертной комедии, всё «сама-сама-сама».

Звуки НУИНУ

Говорящего кота озвучивал Георгий Вицин. Работу сделал солидную, а в фильме осталось всего два возгласа: «Хам!» и «Ура!»

Все 12 песен картины написали поэт Леонид Дербенёв и композитор Евгений Крылатов.

«Три белых коня» за Аню Ашимову исполняла Лариса Долина. За Алёну Игоревну пели Жанна Рождественская («Только сердцу не прикажешь») и Ирина Отиева («Загадка женщины» и «Ведьма-речка»). Никого из певиц в титрах не указали, упомянув лишь ВИА «Добры молодцы» («Говорят, а ты не верь» и др.).

Цитатник

Кто так строит? Ну кто так строит?

Люди, ау!

Каждый заблуждается в меру своих возможностей.

Главное – чтобы костюмчик сидел!

Кто сколько получает – это только бухгалтерия знает!

Вот она, жизнь холостяцкая. Некому даже к черту послать!

А что здесь такого? Он человек видный, свободный. Она тоже... хорошо одевается.