30 января очередная годовщина установления советско-вьетнамских дипломатических отношений. Одна из ярких страниц в истории отношений двух стран – военная помощь Вьетнаму в годы войны против американской агрессии. «Голосу России» рассказал о тех днях человек, принимавший самое непосредственное участие в событиях Вьетнамской войны. Николай Колесник, председатель межрегиональной общественной организации российских ветеранов войны во Вьетнаме, начиная с 1965 года, участвовал в боях, которые вели против авиации США советские ракетчики.
Колесник: Советская военная помощь была огромной и всесторонней. В стоимостном выражении это составляло порядка двух миллионов долларов ежедневно в течение всех лет войны. Во Вьетнам было поставлено огромное количество техники. Достаточно привести лишь некоторые цифры: 2 тысячи танков, 7 тысяч орудий и минометов, свыше 5 тысяч зенитных пушек и установок, 158 зенитно-ракетных комплексов, свыше 700 боевых самолетов, 120 вертолетов, свыше 100 боевых кораблей. Причем все эти поставки были безвозмездными. Воевать на всей этой технике вьетнамцев надо было учить. Для этого во Вьетнам посылались советские военные специалисты. С июля 1965 года по конец 1974 года в боевых действиях во Вьетнаме приняли участие около 6,5 тысяч офицеров и генералов, а также более 4,5 тысяч солдат и сержантов советских Вооруженных Сил. Помимо этого, в военных училищах и академиях СССР было начато обучение вьетнамских военнослужащих – это более 10 тысяч человек.
Говорят, техника, направлявшаяся из СССР во Вьетнам, была устаревшей.
Колесник: На тот период она была самой современной. Например, реактивные истребители «МиГ-21» – именно на них вьетнамские летчики сбивали и «Ф-105», и «летающие крепости» «Б-52». За все годы войны истребительной авиацией Вьетнамской народной армии было уничтожено 350 самолетов противника. Вьетнамская же авиация потеряла гораздо меньше - 145 самолетов. В историю ВНА вошли имена воздушных асов, на счету которых было по 7, 8 и 9 сбитых американских самолетов. В то же время на счету наиболее результативного летчика США де Белива было во Вьетнаме лишь шесть воздушных побед. Поставляемые в годы этой войны советские ракетные комплексы «Двина» были способны поражать воздушные цели даже на 25-километровой высоте. «Это – самые смертельные снаряды, которые когда-либо выпускались с земли по самолетам», - констатировал в те годы американский «Военно-технический журнал».

Зенитно-ракетные войска ДРВ, созданные и обученные советскими специалистами, сбили около 1300 американских самолетов, в том числе 54 стратегических бомбардировщика «Б-52». Каждый из них нес 25 тонн бомб, и каждый мог уничтожить все живое и все постройки на площади, равной тридцати футбольным полям. Американцы бомбили регулярно и «тропу Хо Ши Мина», и города Северного Вьетнама, летая на высоте, недоступной для зениток. После наших первых побед они резко снизили высоту, чтобы быть недоступными ракетам, но попадали под обстрел зенитной артиллерии. После появления советских ракет американские военные летчики стали отказываться летать бомбить территорию Северного Вьетнама. Их командованию пришлось принимать срочные меры, в том числе, повышать выплаты за каждый боевой вылет, постоянно производить замену летного состава авианосцев.На первых порах ракетные бои вели советские офицеры, вьетнамские перенимали их опыт. Впервые советские ракеты показали себя в небе Вьетнама 24 июля 1965 года. 4 американских «Фантома» тогда шли на Ханой, на высоте, где их не могли достать вьетнамские зенитки. По ним были выпущены советские ракеты. 3 самолёта из четырех были сбиты. Дата этой победы с тех пор ежегодно отмечается во Вьетнаме как День ракетных войск.
Помните, когда состоялся Ваш первый бой? Кто кого тогда?
Колесник: 11 августа 1965 года. Мы за день 18 раз занимали места по боевой тревоге. И все - безрезультатно. И, наконец, поздно ночью тремя ракетами сбили 4 самолета противника. Всего дивизионы Первого и Третьего вьетнамских зенитно-ракетных полков ПВО в тех боях, в которых я участвовал, сбили 15 самолетов противника.

Колесник: Да. Места дислокации приходилось менять после каждого боя. Иначе было нельзя — по выявленным позициям ракетных установок американцы тут же наносили ракетно-бомбовые удары. Американцы всячески старались помешать использованию нашей техники: применяли помехи, ракеты «Шрайк». Наши военные конструкторы также реагировали и совершенствовали нашу зенитно-ракетную технику.
Приходилось ли Вам лично видеть пленных американских летчиков?
Колесник: Лично не видел ни разу. Да наше присутствие во Вьетнаме и не афишировалось. Достаточно сказать, что всю командировку мы проходили в гражданской одежде, безо всякого личного оружия и даже без каких-либо документов. Они хранились в нашем посольстве.
А как Вам объявили, что вы летите во Вьетнам и что вы сказали дома?
Колесник: Я служил в полку ПВО под Москвой. Командир полка объявил, что нам предлагается поехать в командировку в страну с «жарким тропическим климатом». Согласились почти все, а те, кто ехать по какой-то причине не хотел, в результате и не поехали. Так же я сказал и дома.
Что больше всего поразило Вас, молодого парня, в первую очередь?
Колесник: Поражало все: необычная природа, люди, климат и первая бомбежка, под которой пришлось побывать. Нас ведь в Москве ориентировали на то, что будем просто обучать и готовить вьетнамские расчеты. А пришлось обучать прямо на боевых позициях, при ежедневных непрекращающихся налетах американской авиации. Вьетнамцы – очень упорные люди, учились очень быстро. И я тоже освоил основные команды и термины по-вьетнамски.

Что было труднее всего?
Н.Колесник: Невыносимая жара и высокая влажность. Например, после 40-минутной заправки ракет окислителем в специальном прорезиненном костюме теряли почти килограмм веса.
Как относится к той войне и Вашему участию в ней нынешняя вьетнамская молодежь?
Н.Колесник: Вьетнамские ветераны той войны – с огромным уважением. Мы вспоминаем наши тяжелые военные будни и наши обще победы. А молодое, более прагматичное, поколение с интересом расспрашивало нас о тех боях и неизвестных им деталях той войны.
Сейчас у многих в нашей стране очень неоднозначное отношение к участию Советского Союза в конфликтах за его пределами.Чем для Вас явилось участие в войне во Вьетнаме?
Н.Колесник: Для меня те бои до сих пор остаются самыми яркими событиями в жизни. Я и мои боевые товарищи — и советские, и вьетнамские — участвовали в исторических событиях, ковали победу, в прямом смысле слова. Я горжусь тем, что оказывал помощь вьетнамскому народу в борьбе за его независимость и принимал участие в создании зенитно-ракетных войск Вьетнама.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А Новодворская - так она против любой власти. Хоть коммунистов ,хоть капиталистов.
Просто как-то совсем забывают про Южный Вьетнам, типа Южной Кореи, где жили люди и не хотели себе коммунистического счастья.
А ушли из-за больших потерь и протестов внутри США, да и в мире тоже. Точно как и СССР из Афгана.
Или СССР тоже "в связи с недостижением целей войны"?
В Израиле помнят по именам всех 22964 солдат и офицеров, погибших за 65 лет существования государства? Там только одного капрала на 1024 террориста обменяли. А в России?
Замечание из зала: "Товарищ полковник! А мы там ничего нового не находим!
"Почему?!"
"А мы с первого раза внимательно читаем."
Полковник побраговел и выдыхнув спросил: " Кто спрашивал?"
"Младший сержант Эдуард Бурс!"
Зал заржал. Полковник быстро свернул свои бумашки в портфель и почти бегом пошел к выходу. На выходе обернулся и бросил в зал "Лычки сниму!!!" Ржание продолжалось. Все знали, что Эдик Бурс был сыном начальника финансового управления Московского военного округа, и кто ж в военно- финансовом училище посмеет тронуть сына начальника финансов.
Вот ВЫ почему-то мне напоминаете этого полковника Расщупкина. Наверное, тоже были замполитом.
А теперь о сыне. Мой сын не сидел под маминой юбкой. Он закончил школу с серебрянной медалью. Желаю, чтобы Ваши дети так учились, как он! Он поступил на атомный факультет Горьковского Политеха, не в торговый и не в финансовый. Он и там хорошо учился. Но жирным козлам из военкомата, вернее Родине, было глубоко плевать на его талант, на его учебу, на будущее страны - его погнали как скот под Чернобыль. Спасибо Горбачеву, который вернул студентов через год в институты!
Вкусив все прелести этой Родины, сын плюнул на нее и эмигрировал. Сегодня он доктор наук, гл. инженер филиала фирмы "Сименс" в Нью-Йорке с зарплатой 260 т. долларов в год. Сегодня он ездит по миру и на каждом международном конгрессе агенты КГБ пытаются вербовать его. Где ж ты, родина, была раньше? Сопливых целовать надо во время!
Кстати, из-за Чернобыля он потерял почку и только американские врачи спасли его!
А эти жабы смелые нападать только на более слабого противника.
неплохой подгон маленькому но гордому Вьетнаму....
Поезжайте в Карловы Вары. Там каждый второй магазин - вьетнамский. За это советский народ и платил по 2 млн $ в день, а себе во всем отказывал. Да разве только Вьетнам - а Афганистан, а Куба, а арабы...
приехал тут в Египет- первая мысль....боже кому же мы помогали.....а главное зачем........
Комментарий удален модератором
грецов и карч-нытики. веселов-амерофил. тока недалекий. юропер-просто идиот.
в целом по сабжу-вьетнамцы молодцы. остановили амерский империализм.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
----------------
Это не рассказ ветерана, а отчет чиновника. Российские исследователи сайта airwar.ru насчитали 135 сбитых самолетов и вертолетов в возд боях. Всего два Б-52.
http://www.airwar.ru/history/locwar/vietnam/potusaf/potusaf.html
Я указал поправку только на войну в воздухе, без зенитного огня.
Ну никак не 2 В-52
Да вот отсюда
Кто-нибудь может представить фразу типа "...после появления стингеров у душманов советские летчики стали отказываться летать в Афганистане..."? Армия США - любительский клуб что-ли?