Россияне ничего не помнят, ничего не видят и ни во что не верят.

На модерации Отложенный

Рекрутинговый портал Superjob решил провести опрос жителей десяти российских мегаполисов о наиболее значимых событиях уходящего года. Знаете, что запомнилось большинству из них? Ни-че-го.

Каждый пятый житель Волгограда и Воронежа не смог припомнить ничего значительного в 2012 году. Такого же мнения придерживаются 17% жителей Саратова и 12% москвичей. И это все – ответы, набравшие наибольшее число голосов. Из значимого лидируют в опросе события из личной жизни. На этом фоне нижегородцы, 62% которых запомнилось открытие новой станции метро, выглядят просто сверхактивными.

А ведь речь идет о "жителях Интернета". Том самом "креативном классе", активно потребляющем информацию, интересующемся событиями, выходящими за пределы собственного мирка. И вот – год, который политологи называли годом политической турбулентности, год, когда все тряслись то в ожидании финансового кризиса, то в ожидании конца света, большинству не запомнился ничем.

Сами авторы опроса попытались объяснить этот факт психологией. Дескать, люди чаще склонны держать в памяти негативные или трагические события. Ну, а раз ничего страшного не произошло, то ничего и не запомнилось. Мне кажется, это слишком оптимистичная интерпретация.

Напомню еще раз: чаще всего люди вспоминали события личной жизни. В год выступлений оппозиции, выборов президента, губернаторов (заново разрешенных, кстати). Это апатия, а не удовлетворенность тем, что есть. Неверие в то, что что-то из происходящего, от митингов до выборов, может как-то изменить жизнь.

И, кстати, эту гипотезу подтверждает другое исследование того же портала.

За последние пять лет жизнь ухудшилась – так ответили 56% экономически активных жителей страны. Причем доля тех, кто считает, что жить в России стало тяжелее, растет с каждым годом.

Опрошенные называют и причины: высокий уровень коррупции, низкие доходы населения, преступность, посягательство властей на демократические права и свободы, растущее количество мигрантов и т.д. Заметьте, никакой забывчивости – все припомнили и учли. И сделали вывод: ничего хорошего не было и не будет – 45% респондентов уверены, что в ближайшие пять лет жизнь в России ухудшится. Причины: велико расслоение общества, борьба с коррупцией не приносит ощутимых плодов, экономика остается сырьевой. То есть, опять же, отсутствие движения. Кстати, в 2006 г. изменения к худшему предвидели лишь 21% россиян, в 2009-м – уже 30%, а в 2011-м – 42%. Что важно, наиболее пессимистично настроены высокооплачиваемые граждане с ежемесячным доходом свыше 45 тыс. руб. (49%).

Самое удивительное, что эту апатию и неверие близкие к власти эксперты склонны рассматривать как консервативность и стабильность.

Хотелось бы напомнить основы теории стресса. Вначале стрессовая ситуация мобилизует скрытые резервы организма. Если ситуация не разрешается, начинается следующая фаза – дистресс: организм истощает силы и впадает в апатию. Если же и после этого стрессовая ситуация не разрешается, начинается этап фрустрации. Он характеризуется тем, что человек делается непредсказуемым: апатия и даже заторможенность может смениться внезапной вспышкой агрессии. Фактически в этом состоянии человек становится разрушителем – себя самого и окружающего мира.

Очень не хочется быть плохим Сантой, но вынуждена сказать: то, что зафиксировали опросы, вполне укладывается в клиническую картину дистресса, переходящего во фрустрацию. То есть полыхнуть может неожиданно, немотивированно – и очень скоро.

Татьяна СОЛЯНАЯ