Нравственная слепота – 3. Лимонов и Третьяков: это не возрастное

Оба мои героя – люди знаковые. Оба претендовали и претендуют на то, чтобы быть нравственными ориентирами. Оба немолоды. Оба небесталанны. У обоих свои аудитории, прислушивающиеся к мэтрам. Один – яростный нон-конформист, другой – человек системы, но оба люди из того страта, который можно назвать «культурной (или даже – духовной) элитой общества».

И вот их реакции на пресловутый закон, запрещающий сиротам быть усыновленными американцами.

Лимонов.

18 декабря: «У нас... уменьшается население.  Так какого же ... мы отдаем наших (выделения всюду мои – А.З.) детей во всякие ср...ные государства? ... Наших беленьких и голубоглазеньких».

20-го: «народ не хочет чтобы наших детей продавали через агентства в иностранные государства. Только побежденные государства позволяли уводить своих детей на чужбину».

23-го: «Детей из страны продают преступники. И покупают преступники... Наши больные ребёнки для янки - источник заработка! А не акт... милосердия».    

И последнее (на сегодня) от 27-го: «Мы тут не спим, копаем,... сколько выгоды получает американская семья, усыновившая ребёнка. Уже выяснили что усыновление... даёт... taxcredit... Будем копать дальше, интересно сколько же у американца будет выгоды от больного ребёнка».

Что это? Явно не попытка подпеть Путину. Эпатаж? Нет, это уже не эпатаж. А что? Паранойя? Есть, конечно, элементы сверхценной идеи (почти такой же сверхценной и самоочевидной, как «Я, Эдичка – гений»). Есть и полная неспособность к отстраненному, критическому отношению к себе. Но все же говорить о клинической паранойе здесь не приходится: в иных своих текстах вождь лимоновцев рассуждает вполне адекватно.

Так что же это? Это иная болезнь, которой нет в психиатрических справочниках. Ее можно было бы назвать нравственным идиотизмом.

Я не ругаюсь. Идиот в психиатрии – человек с разрушенными каналами, связывающими его с внешним миром, с деформированными механизмами восприятия мира. Идиот как бы заключен в крепость, состоящую из него самого, человек «в себе». Результатом такого «одиночного заключения» является, в частности, неспособность обучаться и ее следствия – интеллектуальная и общая психическая недоразвитость.

Нравственный идиотизм – это когда разрушен не канал, связывающий человека с миром, а канал связи с источником нравственного чувства, с Совестью.

Человек лишен способности интуитивно различать хорошее и плохое и вынужден строить свои нравственные оценки, опираясь на логику. Но логический интеллект не предназначен для таких оценок, т потому сами оценки оказываются неадекватрными.

Третьяков подключился к теме позднее. Конечно, для декана факультета МГУ, желание подпеть власти куда более естественно, чем для лидера национал-большевиков. Но... только ли здесь подпевание?    

26 декабря: «Передача (высылка) несовершеннолетних граждан России для усыновления за пределами РФ ... НЕКОНСТИТУЦИОННА». Почему?! Потому что «1-й параграф статьи 61-й Конституции РФ гласит: "Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству."». Иными словами, усыновленные инвалиды-сироты увязались в сознании учителя тележурналистов с высланным из СССР Солженицыным и невыданным Англии Луговым.

В.Т. явно не может молчать и дальше, и на следующий день, 27 декабря радует нас еще одним материалом. Здесь общий замысел автора – оправдать людоедство соображениями политическими (так же, как это делалось, например, в Беслане): «Это международная политика, а не просто гуманитарная акция по спасению... детей. Поэтому я сразу отбрасываю всю эту гуманитарную...  аргументацию... Поразительно, что журналисты... единым фронтом выступили в защиту то ли американских усыновителей, то ли больных детей... Если Россия... ощущает себя... великой державой, то она не может постоянно терпеть то унижение, которое сносят другие страны. Мы говорим о национальных интересах России, о самоощущении нашей страны... Это шаг российского парламента, российской внешней политики. Даже если он неудачный, Россия не может шарахаться из стороны в сторону... Неважно, по каким соображениям этот закон сочинили...».

Что это? Проблемы с логикой? Есть, конечно, и это: нельзя было придумать ничего более вредного именно политически, с точки зрения геополитических интересов России, чем антисиротский закон подлецов. Но важнее здесь не проблемы с логикой, а проблемы с совестью – всё тот же самый нравственный идиотизм. Человек не ощущает мерзости происходящего. Умом, возможно, и понимает (оттого и бесконечные оговорки), но не чувствует. Нерв Совести перерублен.

Можно было бы, наверное, выбрать и иных героев для моей заметки. Но этих двух примеров двух ярких писателей достаточно, чтобы проиллюстрировать главную мысль: нравственное гниение захватило отнюдь не только нашу политическую элиту и нашу бизнес-элиту. Оно не менее сильно в элите культурной, в элите духовной, которая незаметно для себя духовность утрачивает и становится бездуховной, хотя и образованной элитой.

И это для общества самое страшное.