О сути феминизма. Уроки Чернышевского-2

На модерации Отложенный

О семейной жизни

Следующий урок лично мне представляется изъезженной и затертой банальностью, эту истину бабушки-прабабушки внушали мне, ну разве что, не с пяти лет. И в то же время, мне иногда кажется, что выросло поколение никогда и не слышавшее ни о чем подобном:

Я всегда смотрю и думаю: отчего с посторонними людьми каждый так деликатен? отчего при чужих людях все стараются казаться лучше, чем в своем семействе? - и в самом деле, при посторонних людях бывают лучше, – отчего это? … Говорят, как это можно быть неучтивым с посторонней женщиною или девушкой, как можно делать ей выговоры? Хорошо, мой милый: вот я твоя невеста, буду твоя жена, а ты все-таки обращайся со мною, как велят обращаться с посторонней: это, мой друг, мне кажется, лучше для того, чтобы было прочное согласие, чтобы поддерживалась любовь.

И дальше:

Смотри на жену, как смотрел на невесту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: "я недовольна тобою, прочь от меня"; смотри на нее так, и она через девять лет после твоей свадьбы будет внушать тебе такое же поэтическое чувство, как невеста, нет, более поэтическое, более идеальное в хорошем смысле слова. Признавай ее свободу так же открыто и формально, и без всяких оговорок, как признаешь свободу твоих друзей чувствовать или не чувствовать дружбу к тебе, и тогда, через десять лет, через двадцать лет после свадьбы, ты будешь ей так же мил, как был женихом.”

Вот оно – признавай свободу выбора! Постоянно сохраняющуюся свободу выбора испытывать чувства или нет, уйти или остаться.

Во времена Чернышевского практически не существовало разводов, сейчас – разводятся с легкостью и без раздумий. Но если семья дорога для тебя (урок третий!), помни, о ее хрупкости, о необходимости каждый день, каждый час проявлять себя с лучшей стороны, не надеясь, что после свадьбы он (или она) уже никуда не денется.

О женской независимости

Однако как же сказать “прочь от меня”, если зависишь от партнера материально? Если шагу без него не можешь ступить? И вот:

Всякий пусть охраняет свою независимость всеми силами, от всякого, как бы ни любил его, как бы ни верил ему. Удастся тебе то, что ты говоришь, или нет, не знаю, но это почти все равно: кто решился на это, тот уже почти оградил себя: он уже чувствует, что может обойтись сам собою, отказаться от чужой опоры, если нужно, и этого чувства уже почти довольно.

И дело это взаимное, лакмусовая бумажка любви:

"Только тот любит, кто помогает любимой женщине возвышаться до независимости".

Вот оно! Не привязывает ее материально, но тем или иным способом обеспечивает для нее свободу выбора. Так чтобы выбор не превращался в обременительную и тягостную необходимость.

Но это еще не все. "Разница, обидная разница", – думает Вера Павловна. И чтобы эту разницу устранить, ей мало независимости:

Нет, нужно личное дело, необходимое дело, от которого зависела бы собственная жизнь, такое дело, которое лично для меня, для моего образа жизни, для моих увлечений страстью, только такое дело может служить опорою в борьбе со страстью; только оно не вытесняется из жизни страстью, а само заглушает страсть, только оно дает силу и отдых. Я хочу такого дела.

…Саша, …мне нужно дело, от которого серьезно зависела бы моя жизнь, которым бы я так же дорожила, как ты своим, которое было бы так же неотступно, которое так же требовало бы от меня всего внимания, как твое от тебя…

…Я хочу иметь такую же опору.

Итак, урок четвертый. Сохраняй свою независимость, не забывая, что независимость каждого – это забота обоих. И пятый. Однако этого мало – каждому нужна опора, любимое дело, которое требует неотступного внимания и которое нельзя бросить из-за плохого настроения или простого нежелания им заниматься. Без такой опоры нет истинного равенства.

О любви

Здесь мне придется начать с отступления. Когда впервые, школьницей, я прочитала эти строки, они жутко возмутили меня:

Не такой человек, чтобы приносить жертвы. Да их и не бывает, никто и не приносит; это фальшивое понятие: жертва - сапоги всмятку. Как приятнее, так и поступаешь.

Как же! Приносить себя в жертву – это что-то святое, великое, почти недосягаемое! Но потом я поняла всю мудрость этих слов, и они во многом изменили мои взгляды на жизнь.

Что бы ни делал человек, и как бы это ни выглядело со стороны – он делает это для себя. Потому что хочет чего-то добиться. Или считает какой-то поступок правильным. Или из чувства гордости. Или из стыда. Потому что иначе просто не сможет жить дальше. Или чтобы достичь умиротворения. Или чтобы успокоить совесть. И так далее, и тому подобное… Et cetera

Человек всегда поступает, как лучше для него самого, хотя это “лучше” далеко не всегда материально. А значит, тот, ради кого якобы принесены жертвы, вовсе не обязан чувствовать себя связанным благодарностью. Благодарность, на мой взгляд – это тоже сапоги всмятку. Любовь, дружба, сочувствие, благожелательность – есть много слов, не имеющих оттенка долженствования!

Ну и, наконец, о любви и о том, как ее сохранить. Урок шестой:

Хороший секрет, славно им пользоваться, и не мудрено, только надобно иметь для этого чистое сердце и честную душу, да … понятие о правах человека, уважение к свободе того, с кем живешь.

Вот и всё. И всего-то!

“…страсть не знает пресыщения, она знает лишь насыщение на несколько часов".

"Будто мой аппетит ослабевает, будто мой вкус тупеет оттого, что я не голодаю, а каждый день обедаю без помехи и хорошо. Напротив, мой вкус развивается оттого, что мой стол хорош. А аппетит я потеряю только вместе с жизнью, без него нельзя жить".

Мне всегда нравилось это сравнение с обедом :)

Они, когда соединяет их любовь, чем дольше живут вместе, тем больше и больше озаряются и согреваются ее поэзиею, до той самой поры, позднего вечера, когда заботы о вырастающих детях будут уже слишком сильно поглощать их мысли. Тогда забота более сладкая, чем личное наслаждение, становится выше его, но до той поры оно все растет.

Вот тут я не согласна – дети не мешают вовсе, и не должны “становиться выше”.

"Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви".

"Любовь в том, чтобы помогать возвышению и возвышаться".

"Только тот любит, у кого светлеет мысль и укрепляются руки от любви".

Эпилог

Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет, славно жить на нем, и путь легок и заманчив, попробуйте: развитие, развитие. Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их – их книги радуют сердце, наблюдайте жизнь – наблюдать ее интересно, думайте думать завлекательно. Только и всего. Жертв не требуется, лишений не спрашивается – их не нужно. Желайте быть счастливыми – только, только это желание нужно. Для этого вы будете с наслаждением заботиться о своем развитии: в нем счастье. О, сколько наслаждений развитому человеку! Даже то, что другой чувствует, как жертву, горе, он чувствует, как удовлетворение себе, как наслаждение, а для радостей так открыто его сердце, и как много их у него! Попробуйте: – хорошо!

Я хотела еще рассмотреть историю о том, как Кирсанов вылечил Катю Полозову от несчастной любви, но, во-первых, уже и так длинно получилось, а, во-вторых, это немного не в тему.

Так что, пока всё.