Христиане ...
В 1411 году (почти за сто лет до начала «ведьмомании» в Европе) 12 «жонок вещих» попали на костер за то, что «нанесли чуму». Грамота 1452 года митрополита Ионы вятскому
духовенству отлично показывает как христианство внедрялось и среди нерусских народов.
Священники перемучили много людей, переморили, в воду «пометали», сжигали в избах -
мужчин, старцев и малых детей, выжигали глаза, младенцев сажали на кол и убивали. При этом митрополит вовсе не осуждал попов за такое мракобесие, а только предостерегал, что такой кровавый террор может вызвать ненависть к попам и нанести ущерб церкви.
В 1490 году по приказу новгородского архиепископа Геннадия против ряда видных еретиков
применили следующую казнь. В Новгороде еретиков (которые проповедовали свободу воли) посадили задом наперед на лошадей, надели на головы «бесовские» колпаки с рогами, а на грудь каждому повесили надпись: «се есть сатанино вьинство». После этого их провезли по всему городу, и каждый встречный должен был плевать в еретиков и кричать «се врази божий и христианьскии хульници». Это было наказанием за «гордыню». Далее берестяные шлемы были сожжены на головах у еретиков.
Поп Денис, не выдержав расправы, тронулся умом - стал «козлогласовати» - кричать голосами птиц и зверей. То есть, «предался вселившемуся в него бесу хульному». Некоторые
еретики были казнены, многие сосланы в отдалённые монастыри. Сходство с действиями западной инквизиции не случайно. Геннадий очень лестно отзывался об опыте западноевропейских «коллег» и описанное действие устроил в точности по испанским
руководствам по борьбе с ересями.
Иосиф Волоцкий (Иван Савин), современник Ивана III (1462-1505 гг) говорил, «что должно не только осуждать еретиков и отступников, но и проклинать их, и не только проклинать, но и предавать лютым казням. Всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням».
А вот еще более по-христиански: «Подобает не только осуждать, но и предавать лютым казням, и притом не только еретиков и отступников. И сами православные, узнавшие о еретиках или отступниках, но не предавшие их судьям, подлежат смертной казни…».
(Гитлеризм: кто не выдал партизана, будет расстрелян)
Стоит отметить, что такие рассуждения очень по нутру нынешним скудоумам, балующимся с
идеей возрождения монархии.
В 1503 году состоялся церковный собор, на котором ересь была суждена, а наиболее активные еретики приговорены к казни. Дознание происходило надёжным образом. Иосиф Волоцкий предложил начать с арестов «двух-трех еретиков, а оне всех скажют».
Под пытками люди, конечно, не выдерживали и оговаривали даже невиновных. Организованный в 1504 году показательный процесс закончился очередным инквизиторским
представлением. На льду Москвы реки в деревянной клетке были сожжены главные представители московского еретического кружка - брат Федора Курицына, дьяк Иван Волк-Курицын и некоторые другие лица. В Новгороде были сожжены архимандрит Юрьева монастыря Касьян с братом, помещик Рукавов и другие. Остальные были разосланы по монастырям под надзор игуменов. Одиночек-еретиков продолжали жечь и дальше.
В 1551 году по инициативе Макария был созван собор, который в истории известен под
названием «Стоглавый». Он занимался в основном вопросами упорядочивания христианской жизни.
В ста главах, в которых попы выразили свои наказы пастве, подчеркивается ПОЛНАЯ НЕТЕРПИМОСТЬ церкви к обычаям славянской старины.
Грехом были признаны стрижка бороды, мытье в бане мужчин с женщинами, игра в единственную в то время азартную игру («зернь»), колдовство. К числу греховных занятий собор также отнёс игру на всевозможных музыкальных инструментах, общение с иностранцами и шахматы, широко распространённые на Руси. В исповеди поп задавал вопрос: «не играл ли в шахматы еси?». А если слышал утвердительный ответ, то накладывал какое-нибудь наказание.
Русские люди, говорилось в Стоглаве, «разных стран беззаконии оскверняхомся, обычая злая от них приимше, и сего ради казнит нас бог за таковые преступления».
Сегодня из-за ограды церкви мы слышим то же самое. Церковные проповеди разных времён
разнообразием не отличаются. А вот глава 41 этого собора: «…в мирских свадьбах играют глумитворцы и арганики, и смехотворцы, и гусельники, и бесовские песни поют, и как к церкви венчатся поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рыщут, а священницы им в том не
возбраняют и не запрещают… О том запрещати великим запрещением…».
«Запрещать» - это одно из любимых христианских слов.
Итак, Собор 1551 года ОФИЦИАЛЬНО объявил войну русской вольнице.
Приговорная грамота Троицко-Сергиева монастыря 1555 года призывает жестоко преследовать славянских скоморохов.
Комментарии