Волшебных дел мастер
В ее трудовой книжке всего одна коротая запись: «Принята ученицей бутафора Казанского театра юного зрителя. 12 июня 1945 года».
Искусству «великого обмана», как в шутку называет свое ремесло заслуженный работник культуры РТ Анна Семеновна Ромашкина, она обучалась у одного из лучших бутафоров-декораторов тех лет - В. А. Любимцевой, работающей в драматическом театре имени В.И.Качалова.
- У Веры Алексеевны мы прошли все азы бутафорского искусства, - вспоминает ветеран театра. - Она учила нас лепке, работе с папье-маше, выпиливанию лобзиком, составлению натюрмортов. Большое внимание уделялось изготовлению искусственной зелени: цветов, деревьев, кустарников и даже елей. «Зритель должен поверить в то, что любая вещь на сцене - настоящая!» - не уставала повторять наша наставница...
Первой ее самостоятельной работой стал спектакль «Мещане» по пьесе М. Горького. Анна Семеновна до сих пор помнит, как тяжело ей давался муляж настольной керосиновой лампы конца Х1Х века.
- Я возилась с ней несколько дней: выпиливала лобзиком изящные детали оригинальной подставки, ломала голову над абажуром. Потом, помню, пришла на премьеру, чтобы посмотреть, как выглядит мое творение на сцене. Лампа «горела», как настоящая и я была в восторге от того, что мне удалось «обмануть» зрителя...
Эта привычка: смотреть на свою работу глазами зрителя осталась у нее на всю большую театральную жизнь. И даже сейчас, когда за плечами почти 60-летний опыт служения Мельпомене, Анна Семеновна приходит на спектакли, чтобы убедиться, что ее бутафорский цех сработал так, как надо. Впрочем, цех - это громко сказано: ведь его коллектив сегодня состоит всего из... одного человека: ее самой!
- Когда-то у меня были помощники, а теперь я - и начальник, и работник.
Впрочем, такая же картина и в некоторых других театральных «цехах», где тоже работают люди, преданные театру и своему делу...
За 59 лет ее «прописки» в ТЮЗе здесь сменилось несколько поколений актеров, режиссеров и директоров. И всех она помнит и любит. И артистов Марию Неменко-Бобковскую, Бориса Роскина, Анну Пешкову, эвакуированных из Сталинграда в годы Великой Отечественной войны, и Петра Мулярчика, и Леонида Володина, и многих-.многих других. Народных и заслуженных любимцев казанской публики она называет, как своих детей и внуков, по именам. А они обращаются к ней тоже по-домашнему - тетя Аня. Ведь она для них - родной человек, ставший частью их собственной жизни, да и истории театра - тоже.
- За двадцать лет работы в театральном искусстве я не встречал людей, честнее, бескорыстнее и преданнее своей профессии, чем Анна Семеновна, - говорит главный режиссер ТЮЗа Георгий Цхвирава. - Причем, она не только прекрасный специалист, но и очень скромный, отзывчивый и интеллигентный человек. Это просто счастье, что она до сих пор служит с нами!
А сколько спектаклей она оформила за эти годы! На 75-летии Анны Семеновны, которое коллектив отметил в ноябре 2003 года, было отмечено, что бутафор-декоратор Ромашкина участвовала в постановке без малого... 600 спектаклей! Думается, что такой блестящий результат труда и вдохновения скромного театрального работника из Казани достоит Книги рекордов России.
-Анна Семеновна Ромашкина - это профессионал высочайшего класса, -считает народный художник РТ, лауреат премии Мусы Джалиля Сергей Скоморохов. - Не случайно многие казанские бутафоры считают ее своим лучшим учителем...
...Вся жизнь - в труде. Это сказано про таких, как Анна Семеновна - фанатиков, трудоголиков, славных и преданных людях, на которых, собственно, во все времена держалось и держится любое искусство, в том числе и театральное.
Владимир МУЗЫЧЕНКО.
Комментарии