Проблемы русского движения Украины - 2
Продолжение темы: ошибки, которые на руку врагам
Публикация материала «Виртуальная государственность Донецкой Республики» в одном из недавних номеров «ДК» вызвала определённый резонанс в среде активистов русского движения. На телефон автора поступали многочисленные звонки, касающиеся, в основном, не в меру резкой оценки деятельности этой организации. Эти беседы стали причиной того, чтобы обсуждение проблем борьбы за права русскоязычных жителей Украины нашло своё продолжение.
Прежде всего надо задуматься над тем, почему русское движение не достигает своих целей. И здесь можно выделить три важнейших фактора: пренебрежение экономическим аспектом, отсутствие не только единства, но, зачастую, даже элементарной организованности, и наконец, слабое реагирование на насущные потребности граждан за пределами языковой и культурной сфер.
Война стоит денег
Начать хочу с цитаты из знаменитой книги «Гиперболоид инженера Гарина», принадлежащей перу Алексея Толстого. В ней есть эпизод, когда секретарь американского миллионера Роллинга критикует предложенный белоэмигрантами очередной, сто двадцать пятый по счёту, план химического истребления большевиков: «Сбросить шесть тысяч восемьсот пятьдесят тонн горчичного газа с аэропланов не составит труда для мистера Роллинга, но на это потребуются некоторые расходы. Война стоит денег, не правда ли? В представляемых планах мистер Роллинг пока видит одни расходы. Но эквивалента, то есть дохода от диверсий против большевиков, к сожалению, не указывается». И дальше приводит рецепт успешного планирования операции: «Точно вооружась цифрами: налево — пассив, направо — актив, затем — черту и разницу со знаком плюс, которая может заинтересовать мистера Роллинга».
Всё сказанное выше относится и к политике в целом, для которой война — всего лишь инструмент: предметом борьбы во все времена являются ресурсы, и тот, кто не желает учитывать этот момент, обречён на неудачу. Не секрет, что все нынешние парламентские партии России и Украины представляют интересы достаточно влиятельных слоёв капитала, даже коммунисты: сильным мира сего не хочется терять поддержку со стороны организованного и ориентированного на социальную справедливость сегмента электората.
Показателен пример и другого плана: агрессивно-националистическое ВО «Свобода» долгое время оставалось маргинальной структурой, но как только подняло вопрос о переделе собственности, под крыло Тягныбока тут же потянулись представители среднего и малого бизнеса. Сегодня можно говорить не только о политическом успехе свободовцев в целом ряде регионов Западной Украины, но и о том, что им обеспечено некоторое количество мандатов в Верховной Раде будущего созыва, а в её лидер должен составить конкуренцию действующему главе государства на президентских выборах 2015 года.
Хрестоматийным примером умения пользоваться экономическим фактором в политической борьбе является победа большевиков: главный вопрос русской революции заключался в справедливом перераспределении земли, и на законодательном уровне он был разрешён известным ленинским декретом. Этим им удалось привлечь на свою сторону основную массу населения. Говоря о ресурсной базе большевиков, надо отметить, что материально партии помогали такие известные представители бизнеса и высшего менеджмента тех лет (некоторые даже состояли в ней), как владелец одной из крупнейших страховых компаний Марк Елизаров, чьей женой была старшая сестра Ленина, энергетики Глеб Кржижановский и Леонид Красин, организатор металлургического производства Михаил Курако, издатель и книготорговец Иван Сытин, монополист отечественного рынка прохладительных напитков Митрофан Лагидзе. Что интересно, после революции новая власть отнеслась к ним очень благосклонно, их обошли стороной всевозможные репрессии, почти все они сыграли важную роль в её становлении и добились больших успехов. И, наконец, если взять такой спорный момент истории, когда весной 1917 года германское правительство разрешило российским социал-демократам транзит через свою территорию, то нельзя исключать, что оно тоже имело на этот счёт весьма корыстные планы.
История знает и немало обратных случаев, когда харизматический революционный вождь оказывался совершенно не готовым к ношению «шапки Мономаха». Здесь можно вспомнить Эрнесто Че Гевару, который не справился с должностью министра финансов, и вынужден был вернуться к прежней деятельности — организации партизанской борьбы, но уже в других странах. Или лидера польской «Солидарности» Леха Валенсу: для популярного народного трибуна президентский пост стал непосильным бременем, и, проиграв очередные выборы, он не нашёл ничего лучшего, как явиться в отдел кадров своей родной судоверфи. Да и Украину это не обошло стороной: большинство националистов-романтиков утратили влияние спустя считанные месяцы после референдума о независимости, чуть позже не смогло удержаться у власти русское движение в Крыму. Причиной всех вышеназванных политических неудач стала неспособность к мобилизации осязаемых ресурсов для решения поставленных проблем.
Мыслить глобально, действовать локально
Вторая слабость русского движения заключается в невысоком уровне умения сформулировать задачу и выбрать конкретные средства для её решения: большинство поднимаемых вопросов отличается глобальностью и сильной абстрагированностью от реальной ситуации, а что касается детальной проработки плана действий и прогноза результатов, то таковые, как правило, отсутствуют.
Возьмём, например, нужное и важное дело сближения Украины с Россией. В чём здесь заключается деятельность большинства русских организаций? Как правило, в проведении разовых акций вроде круглых столов, конгрессов и форумов, и прочих подобных им говорилен.
Посотрясали воздух грозными филиппиками в адрес высоких кабинетов Москвы и Киева, погрозили пальчиком врагам интеграции двух братских народов, приняли пламенное воззвание и... разошлись. Одним словом, то же самое кухонное диссидентство, только на более высоком уровне.
Хотя для реальной работы имеется немало благодатных возможностей: «ДК» уже не раз писал о том, что ликвидация пригородного железнодорожного сообщения на российско-украинской границе поставила на грань выживания целые районы в Донецкой, Луганской и Ростовской областях. Так почему бы вместо сочинения филькиных грамот, преисполненных возвышенных, но ничего не значащих словес о дружбе народов, не развернуть работу хотя бы в том же Амвросиевском районе, жители которого уже не первый год страдают от отмены электричек? Да, это потребует немалого упорства в деле организации борьбы людей за свои законные интересы, а также незаурядного умения грамотно и корректно показать, как страшен народ, у которого отнимают последнее, и насколько дешевле обойдётся власти пойти ему на уступки в обеспечении столь жизненно важным транспортом.
Мы привели только один аспект, а сколько их на самом деле? Причём, не обязательно, чтобы они касались чего-то глобального: сердце избирателя намного проще завоевать решением пусть неброской, но очень важной для него проблемы. Штурм политических высот любой силе приходится начинать с советов низового уровня — сельских, поселковых, районных и городских, деятельности в системе местного самоуправления и структурах самоорганизации населения. Но, увы, в каждом таком случае надо работать, что далеко не всем по нраву.
Труд от иных видов деятельности отличается своей целесообразностью и осознанностью, и этот момент весьма часто упускается из виду. Так, в числе обращений по поводу материала о деятельности «Донецкой республики», был звонок автору этих строк из Севастополя. В ходе общения мой собеседник горько пожаловался, что неоднократно писал в различные издания, но его труд, вместо газетной полосы, постоянно оказывался в корзине. В ответ пришлось сообщить, что письма от активистов русского движения в редакционной почте «ДК» — большая редкость, несмотря на то, что мы специализируемся на проблематике такого рода и готовы их публиковать.
Кстати сказать, вся дискуссия по поводу материала о «Донецкой республики» так и не вышла за пределы приватного общения: телефон автора разрывался от входящих звонков, имели место неоднократные попытки завязать жаркие дебаты при помощи средств сети Internet, но... ни одного письма в редакцию не пришло. Всё это говорит о неумении (либо нежелании) работать с прессой и, самое главное — отстаивать свою точку зрения в открытом споре. Многое ли можно ждать от таких «защитников» интересов русской общественности? Вопрос, думается, риторический.
Невыносимое зрелище неорганизованных масс
«Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо». Эти слова председателя Донецко-Криворожской Республики товарища Артёма выбитые на постаменте памятника, установленного ему в Святогорске, вполне применимы к сегодняшнему положению дел в русском движении Украины.
Первая, и самая главная беда — отсутствие единства и систематические конфликты в среде активистов русской общественности. Образно говоря, очень часто на двух казаков приходится три гетмана, а так как генералам без армий очень хочется обладать маршальским жезлом, то понятно, что желающих быть рядовыми у таких «полководцев» немного: кому охота, чтобы его чуб трещал не в бою с врагом, а во время междоусобной баталии?
Вторая ошибка — участие в рядах движения представителей маргинальных, а часто — и откровенно экстремистских направлений. По бескрайним просторам сети Internet разошлись скандальные фотографии одной из недавних акций русских активистов одного из областных центров востока Украины, так вот, некоторые её участники были одеты крайне оскорбительно для народа, отдавшего двадцать миллионов жизней для победы над «коричневой чумой». Вопрос: о чём думали организаторы мероприятия, допуская на него скинхэдов вместо того, чтобы гнать их оттуда поганой метлой?
Ещё одна малополезная тенденция — виртуализация: всё чаще количество сторонников определяется не живыми людьми, а числом участников на форумах и в сообществах социальных сетей. Но не будем забывать, что в основе ухода в виртуальную реальность лежит потеря связей с окружающей действительностью. По этому поводу хочется вспомнить героя «Мёртвых душ» Манилова, чьё имя стало нарицательным.
Все эти недостатки не только отталкивают от русского движения Украины широкие массы, но и играют на руку его злейшим врагам. Поэтому от объединения и чистки рядов зависит выживание.
Что можно предложить? Во-первых, выстроить идеологический коридор, исключив из него носителей не в меру радикальных идей: польза от таких личностей крайне сомнительна, зато с обязанностями добровольного и бесплатного провокатора они справляются идеально. Во-вторых, отказаться от традиционной «вождистской» схемы: в современном мире при строительстве политических всё чаще применяются сетевые технологии, и нельзя забывать их роль в той же «оранжевой революции», когда в нужный момент эти люди оказались на ключевых позициях. Причём, организации, входящие в сеть, могут иметь самый разный профиль, наиболее отвечая запросам, интересам и потребностям их участников.
И, самое главное — понять, что время популистов и романтиков прошло. Только реальными и прагматичными делами русское движение сможет завоевать сердца людей.
Комментарии