Украинская власть народу: "Брось кубышку - заведи сберкнижку!"

Украинская власть пытается заставить народ сдавать долларовые сбережения наспёрсберкнижку...
Мобилизация личных сбережений граждан для защиты экономических интересов государства во все времена являлась крайней мерой. Сегодня украинские финансисты всё чаще вспоминают о ней, и это - тревожный сигнал.
В конце прошлой недели председатель совета Ассоциации украинских банков и депутат Верховной Рады от фракции «Наша Украина - Народная самооборона» Станислав АРЖЕВИТИН заявил следующее:
- Мы сейчас имеем на Украине кризис государственных финансов, который является предтечей всех последующих кризисов. Если принять во внимание этот фактор, а также те долги, которые нужно возвращать в 2013 году и ситуацию, когда все инструменты исчерпаны, то это всё означает преддефолтное состояние нашей страны.
В качестве «панацеи» господин Аржевитин предложил широкомасштабное изъятие иностранной валюты у граждан, в которой они хранят свои сбережения:
- Без мобилизации этого кредитного ресурса у населения, а это примерно 400-500 миллиардов гривен, страна не сможет восстановить ту экономику, которая должна решать актуальные проблемы.
Горький опыт пары последних десятилетий приучил жителей постсоветского пространства к тому, что свой капитал стоит хранить в виде наличной иностранной валюты, припрятанной в укромном месте. С точки зрения экономической науки такое явление называется тезаврацией денежных средств, и в большинстве своём вызывает к себе негативное отношение как у теоретиков, так и практиков финансовой сферы: деньги превращаются в сокровище, выводятся из оборота и не работают на интересы народного хозяйства.
Правда, непонятно как украинские банкиры представляют себе «мобилизацию» хрустящих бумажек и звонких монет, «затаившихся» в чулках и кубышках? Ведь, судя по всему, добровольно расставаться со своим добром люди не пожелают, а карательный механизм государства не настолько силён, чтобы провести эту кампанию без учёта общественного мнения.
Обратившись к пожелтевшим страницам древней, и не очень, истории, мы увидим массу способов привлечения денег от населения на нужды державы, равно как и то, что не всегда этот процесс сопровождался пресловутой «принудиловкой».
Самой распространённой из непопулярных форм «выколачивания» финансов в рабовладельческом и феодальном обществах был институт откупщичества: богатый человек вносил в казну требуемую сумму, в обмен на что жители определённой местности высочайшим указом становились его должниками, и он получал ничем не ограниченное право драть с них три шкуры. Систему откупов могло позволить себе только сильное государство: откупщики пользовались всеобщей лютой ненавистью, и как только ослабевала рука самодержца, они первыми становились жертвами восставших масс. Понятно, что в условиях современной Украины никто не пойдёт на столь средневековый путь спасения финансов.
В чрезвычайных условиях, когда деньги обесцениваются, широко разворачиваются всевозможные реквизиции, заключающиеся в принудительной скупке жизненно важных ресурсов по твёрдым ценам. Касательно украинских реалий, ввести такие меры для пополнения золотовалютных резервов крайне проблематично: для этого требуется принятие целого ряда законов, противоречащих букве и духу Конституции страны. К тому же, население устало от непопулярных шагов правительства, поэтому действовать кнутом может только политический самоубийца.
Нужен пряник, но где его взять?
В принципе, неплохой опыт в этом направлении был наработан в СССР в период индустриализации. Как известно, в 1928 году постановлением советского правительства рубль перестал свободно обмениваться на деньги других стран. Таким образом, использовать иностранную валюту как средство сбережения стало бессмысленно и небезопасно. Кроме того, на помощь пришёл товарный дефицит: посредством созданной в 1931 году сети магазинов «Торгсин» за пять лет её работы у населения было принято в оплату за продукты питания и промышленные товары более, чем девяносто пять процентов всех золотовалютных накоплений, имевшихся в то время на руках у граждан. Привлечённая сумма была сопоставима с расходами на закупку оборудования для десяти строящихся предприятий: двух автозаводов - Горьковского и имени Сталина, трёх тракторных гигантов в Сталинграде, Челябинске и Харькове, двух металлургических комбинатов в Магнитогорске и Новокузнецке, а также Днепрогэса, Московского подшипникового завода и Уралмаша. После этого все валютные поступления советских граждан были взяты под строгий контроль, иностранные деньги принудительно обменивались через Внешторгбанк на боны и чеки, которые можно было отоварить только через сеть специальных магазинов, называвшихся в России «Берёзка», а на Украине - «Каштан». Однако, и эта мера не подходит: дефицит у нас наблюдается не на прилавках, а в карманах покупателей. К тому же, делать гривну неконвертируемой валютой в условиях импортозависимой экономики крайне опасно.
Неплохим примером удачной борьбы сберкнижки с кубышкой может служить денежная реформа 1947 года в СССР: наличность обменивалась по грабительскому курсу, когда один новый рубль приравняли к десяти старым, в то время, как вклады размером до трёх тысяч рублей не пострадали вообще. Если же на счёте находилось до десяти тысяч рублей, то вкладчику оставляли две трети прежней суммы, если больше, то треть. Льготные условия переоценки накоплений были установлены и для держателей облигаций государственных займов. Нечто подобное можно было бы провести и в отношении держателей валюты, например, установить льготный курс обмена валюты, зачисленной на банковский счёт по сравнению с наличной. Но, введение дискриминации подобного рода вряд ли найдёт понимание в обществе и сыграет на руку «чёрному рынку»: все мы знаем, какой скандал вызвало внесение на рассмотрение в Верховную Раду законопроекта, предусматривающего пятнадцатипроцентный сбор в Пенсионный фонд с валютных операций.
Как ни крути, а ситуация безвыходная: степень доверия граждан к государству и его финансовой системе не выдерживает никакой критики, сил у государства тоже не так много, чтобы можно было безнаказанно навязывать свою волю людям. Какие бы меры ни были приняты руководством страны, «битву» с кубышкой можно считать изначально проигранной.
Тем, кто находится при власти, пора понять, что чрезвычайные действия по сохранению финансовой стабильности надо начинать с себя. Например, организовать подписку на заём среди олигархов: хочешь вести бизнес, приносящий сверхприбыли - поддержи державу в трудную минуту. Нечто подобное было предпринято осенью 2008 года в Японии, когда среди предпринимателей и топ-менеджеров распространялись облигации номинальной стоимостью в пятьсот долларов каждая, при этом газеты ежедневно публиковали списки как наиболее неравнодушных к судьбе отечества покупателей, чей вклад измерялся сотнями тысяч долларов, так и тех, чья скупость превалировала над гражданской сознательностью. В результате, кампания нашла отклик и в сердцах простых японцев, активно жертвовавших более скромные суммы на помощь своей стране. Только вот решится ли украинское руководство на такой шаг?
Комментарии