ВСПОМИНАЯ ГАЙДАРА

16 декабря исполнилось ровно три года с момента кончины Егора Гайдара, человека, чьё имя стало одним из символов 90-х годов. Оценка его деятельности в нашем обществе по сей день остаётся диаметрально противоположной: одни считают, что он внёс значительный вклад в развитие страны, другие, напротив, высказывают мнение, что его действия привели её в упадок.

 

Есть мнение, что смерть – хороший рецензент, но плохой редактор. И это действительно так, ибо только смерть означает, что поставлена заключительная точка в написанном произведении, которое, наконец-то, можно критически оценить, но которое, увы нельзя уже отредактировать.

Смерть Егора Гайдара расколола наше общество на две, далеко не равновеликие, части. Меньшая из них в дни смерти и похорон упражнялась в славословии на страницах печати, в теле- и радиоэфирах, остальные, лишённые такой возможности, поминали усопшего, по старой, доброй традиции – на кухне.

Первые говорили о значительном вкладе этого деятеля в совершенствование страны, другие, напротив, утверждали, что он был одним из тех, кто привёл её в упадок.

Именно этой, последней, точки зрения придерживается и член Общественной палаты, доктор юридических наук, профессор МГУ Елена Лукьянова. Её мнению, высказанному в день смерти Гайдара, я решил полностью посвятить сегодняшний выпуск рубрики и не вмешиваться в ход её размышлений, чтобы не нарушить известный христианский обычай. Зато Елена Анатольевна справилась с этим блестяще: не нарушила.

Лукьянова: «»

Жанр некролога непременно уводит нас в панегирик, и нужно подождать 9, а потом 40 дней, чтобы начать говорить, как есть.

Елена Лукьянова, дочь одного из последних председателей Верховного Совета СССР, не стала ограничивать себя этими условностями и «отрецензировала» житие почившего в Бозе политика в день его кончины.

Я же подумал тогда: «Вернусь-ка к этой теме именно дней через 40, если, конечно, не пропадёт желание снова вспоминать это имя».

К означенному сроку желание это не пропало, точнее, потребовалось определённое усилие, чтобы пробудить его. И сделать это пришлось, конечно же, не из-за «светлого образа» Егора Тимуровича, а чтобы не оставлять информационное поле во власти певцов хвалебных од и прочих панегириков, и ещё раз напомнить согражданам о деяниях усопшего реформатора. Но об этом поговорим в одном из следующих выпусков рубрики.

Полностью материал на эту тему вы можете послушать в аудио версии моей авторской рубрики ЕСТЬ МНЕНИЕ: