«Умирая, она думала не о себе, а о том, как помочь новой жизни» Памяти Галины Вишневской
Немногие знают, что великая русская певица Галина Павловна Вишневская была глубоко верующим православным человеком. Сегодня, в девятый день по ее отшествии ко Господу, мы вспоминаем эту замечательную женщину вместе с настоятелем Иоанно-Предтеченского храма в Вашингтоне протоиереем Виктором Потаповым, который ради отпевания своей бывшей прихожанки прилетал в Москву.
– Отец Виктор, почему вы решили приехать в Москву?
– Мы с матушкой Марией знали Галину Павловну тридцать пять лет. В 1977 году, когда Мстислав Леопольдович Ростропович стал музыкальным руководителем оркестра «Национальная симфония» в Вашингтоне, я как раз начал вести на радио «Голос Америки» религиозную программу, – тогда мы и познакомились и с ним, и с его супругой.
Ростропович был церковным человеком. Все семнадцать лет, что он возглавлял «Национальную симфонию», Мстислав Леопольдович был нашим прихожанином. Помогал строить храм. Стал крестным нашей дочери Сони, – сейчас она матушка, замужем за моим помощником, о. Александром Ресниковым. Мы крестили старшего внука Ростроповича, Ваню, двух его зятьев. Я венчал их дочерей, Ольгу и Елену.
Он очень любил Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, в 1978 году купил тысячу акров земли неподалеку, надеясь больше времени проводить в этих благословенных местах. Но его, выдающегося музыканта с мировой славой, приглашали везде выступать, и он, можно сказать, жил в самолете.
Когда Галина Павловна заболела, – ее лечили в Германии, – семья пригласила меня приехать, чтобы исповедовать ее. Это было в ноябре …
– Трудно поверить, что прошло менее месяца.
– Да, это было 24 ноября, в день моего Ангела и в празднование Иверской Монреальской иконы Божьей Матери.
Я исповедовал и причастил Галину Павловну. Меня поразило, с каким сокровенным вниманием она восприняла совершенные над нею Таинства.
За каждым богослужением мы просим у Господа дать нам христианскую кончину – безболезненную, непостыдную, мирную, и доброго ответа на страшном Суде Христовом.
Вот ей Господь дал именно такую кончину, – Галина Павловна осознавала, что грядет смерть, и спокойно относилась к этому.
– Что было после?
– Вскоре ее перевезли в Москву. Галина Павловна еще два раза причастилась и умерла в присутствии своих дочерей, на той самой знаменитой даче, где некогда получил убежище Александр Исаевич Солженицын (за что семью Ростроповичей и выдворили из СССР).
Ее комната на первом этаже была превращена в часовню, – мы сняли все светские картины, повесили на их место иконы, читали Псалтирь… и так, под чтение кафизм, она отошла ко Господу.
– Было ли что-то, о чем Галина Павловна беспокоилась перед смертью?
– Да, и это прекрасно ее характеризует. Незадолго до своей кончины Галина Павловна узнала об одном больном младенце, решила взять на себя расходы по его лечению и на смертном одре только и говорила, что о нем.
Умирая, она думала не о себе, а о том, как помочь новой жизни. Бог даст, задуманное ею осуществится, и благодаря Галине Павловне ребенок пройдет необходимый ему курс.
– Какими были ее похороны?
– Как Пасха! Все поздравляли друг друга. Конечно, была и скорбь, но не та, что сопровождает кончину человека нецерковного, не подготовленного к смерти.
Галина Павловна завещала Храму Христа Спасителя огромную икону Николая Чудотворца, которую, по ее мнению, оттуда некогда конфисковали – они с Ростроповичем в свое время купили этот образ в Лондоне.
Вишневская и Ростропович много сделали для России. Когда их изгнали из СССР, они нашли в себе силы не обидеться, вернулись при первой возможности, чтобы продолжить служить своей родине, – и трудились на этом поприще до последнего дня.
У Галины Павловны был дар от Бога, который она умножила, потрясающий голос, но самое главное, что она осознала и умножила духовный талант и получила христианскую кончину. Царствие ей Небесное!
Протоиерей Виктор Потапов
19 декабря 2012 года
Комментарии
С уважением guenplen.
Продолжение следует
Советская пресса перепечатала несколько интервью, которые они сразу же дали западным журналистам. Уже тогда всё было ясно. Через два года они не выразили желания вернуться. Через три года им напомнили, что пора бы вернуться. Через четыре года напомнили ещё раз. Они не возвращались. И тогда правительство поставило вопрос о лишении их гражданства (от редакции: задумались ли, от чего меньше вреда – от продолжения «гастролей» или от всемирного скандала, которого вожделенно ждали зарубежные коллеги КГБ?) Такова была эта история. Сейчас всюду можно прочитать, что их изгнали из СССР. Их не изгоняли. Нет. Они попросили гастроли – им дали гастроли. Они попросили два года – их ждали четыре. А то, что они не вернулись, то пусть это останется на их гражданской совести.
Дополнительная информация. http://izyumov.ru/Iz_Prochitannix_knig/iz_knig6.htm
С уважением guenplen.
Продолжение следует.
Можно голосовать за разные партии - а КТО решает, какую из них вообще ДОПУСТИТЬ до выборов? Либерализм - это иллюзия свободы. Выбор из того что кто то уже выбрал. Свобода выбора из вариантов которые кто то дал тебе и по правилам, которые он же для тебя и придумал. У хомячка в клетке есть выбор - в каком углу сидеть. Так что истинная свобода - это выбор правил игры. Уважаемый мой оппонент господин Просто Думающий, конечно этих два заслуженных музыканта не могли сломать СССР, но они прямо брызгали слюной и исходили в самостийном раже, расхваливая иностранное государство, захлёбываясь в собственной грязи, которую они выливали на советское государство . А оно между прочим , как и советская общественность, оценивало их весьма высоко и достойно. Я вам скажу так. Неблагодарность ещё никогда не была достоинством в арсенале настоящего интеллигента.
С уважением guenplen.