Слово государственника

ИЛЬЯ ПРОТАСОВ
Политический тяжеловес Евгений Примаков подверг острой критике монетаристские взгляды на роль государства в современной экономике.
 
Евгений Примаков. Фото ИТАР-ТАСС.

На днях в «Российской газете» с программной статьёй «Современная Россия и либерализм» выступил Евгений Максимович Примаков. На страницах официального печатного органа правительства он представил развёрнутое доказательство тезиса, вынесенного в подзаголовок статьи: «Без вмешательства государства в экономику сегодня нельзя усовершенствовать рыночный механизм и достичь нужного нам уровня конкуренции».

Примаков отталкивается от недавнего послания президента России Владимира Путина, одной из главных идей которого он считает обозначенный приоритет общественных интересов над частными. Эта верное соотношение было нарушено в 90-е годы, когда у руля власти в России встали, по выражению Примакова, «лица, называвшие себя либералами». Эти «псевдолибералы» не только отвергли ряд важнейших механизмов для научно-технических и экономических достижений, но и провели «антинародную приватизацию», в результате которой природные богатства страны оказались в руках определённой «группы лиц». Всё это в итоге завершилось полным фиаско как в политике, так и в экономике страны, резюмирует автор.

После кризиса 90-х годов в России установился новый курс – на развитие рыночного хозяйства с широким участием государства в экономике. В этом государственно-частном партнёрстве определяющая роль принадлежит государству, подчеркивает Примаков. Это и понятно: за 20 лет частнопредпринимательские структуры так и не пошли на серьёзные инвестиции в реиндустриализацию страны, в результате чего финансирование крайне важных для России проектов было переложено на госбюджет.

Вместе с тем, сегодня мы наблюдаем определённый ренессанс монетаристских подходов и «псевдолиберальных» настроений во власти. Ссылаясь на мировой экономический опыт, «неолибералы», как и их идейные предшественники из 90-х годов, отвергают возможность доминирования государства в экономике. Они, как пишет автор, «поставили своей задачей провести новую масштабную приватизацию государственной собственности в России, настаивают на максимальном охвате приватизацией важнейших для страны стратегических предприятий. В их число в программе нынешнего российского правительства входят «Роснефть», ВТБ, «РусГидро», «Аэрофлот», частичная приватизация предусматривается в отношении РЖД, «Транснефти» и других».

При этом, как отмечает автор, «неолибералы» отказываются обращать внимание не только на современные мировые тенденции, порывающие с монетаризмом в условиях нового глобального кризиса, но и на собственно российские интересы.

«В определённые исторические периоды, а я считаю, что сегодня мы находимся именно в таком периоде, отказ от государственного доминирования в экономике не соответствует интересам России, нашего общества», – утверждает патриарх отечественной политики.

Приватизацию крупных госкомпаний нужно осуществлять постепенно и без ущерба для процесса концентрации и централизации производства, полагает автор. Свои слова он подтверждает позицией Путина, высказавшегося против того, чтобы инфраструктурные компании, монополии были лишены инвестиционных средств. В качестве примера Примаков приводит госкомпанию «Роснефтегаз», которая усилиями правительственных чиновников сегодня поставлена на грань потери десятков миллиардов рублей, необходимых ей для выгодных инвестиций.

С появлением бюджетного дефицита «неолибералы» ещё более ужесточили свои позиции по вопросам госинвестирования, в том числе, из средств, образующихся за счёт высоких мировых цен на нефть и газ, замечает автор. Здесь, однако, Примаков снова обращает внимание читателя на позицию президента Путина, предложившего с 2013 года вкладывать часть Фонда национальной безопасности в российские ценные бумаги для реализации инфраструктурных проектов.

«Неолибералы», однако, по-прежнему настаивают на жёсткой политике сокращения государственных расходов. Но «пересекать красные линии» в подобных вопросах нельзя, убеждён Евгений Максимович. «Свободная игра экономических сил», подразумеваемая монетаризмом, не способна обеспечить социальную справедливость не только в России, но и в других странах. Это касается и вопроса перевода экономики на инновационные рельсы, решить который невозможно без государственного планирования. «Уже сегодня ясно, что сам рынок в России здесь не преуспеет», – констатирует автор статьи.

Да и в таком щепетильном деле, как соотношение свободы личности и интересов общества, рассуждает Примаков, свобода и демократия совместимы с определёнными самоограничениями в пользу общественных интересов. Ослабление властных структур приведёт не к торжеству демократизации, а к буйству неуправляемых стихий, контролировать которые невозможно.

На смену неолиберальному подходу, полагает автор, должен прийти подлинный либерализм, отстаивающий такие ценности, как борьба с коррупцией, независимость суда, равенство граждан перед законом и т. д. Именно в объединении этих истинно либеральных парадигм с социально ориентированной политикой и экономикой Евгений Примаков видит возможную национальную идею для нашей страны.

Как видим, такой опытный дипломат и экономист, как Евгений Максимович Примаков, не смог остаться в стороне от продолжающегося спора вокруг роли государства в современной экономике и выступил с весьма однозначной, полной жёстких формулировок статьёй. Очевидно, что к её выводам придётся прислушаться каждому, кто вовлечён в сферу принятия решений по макроэкономическим вопросам в сегодняшней России.