Лидер КПРФ Геннадий Зюганов сравнил мумию Ленина с мощами русского святого Ильи Муромца

На модерации Отложенный

 

 
Мавзолей Ленина
Фото: rus.ruvr.ru

 

 

 

Заявление президента Путина о том, что сохранение бальзамированного тела Владимира Ленина является продолжением неких традиций, подобных хранению мощей христианских святых, вызвало самую бурную реакцию в обществе. Некоторые представители Московской Патриархии, националисты и бело-патриоты немедленно обвинили Путина в богохульстве. Лидер объединения «Русские» Дмитрий Демушкин назвал подобное высказывание в отношении «палачей русского народа» кощунственным. Протодиакон А.Кураев выразил удивление тем, что Путин уравнял мощи святых с «трупом человека, над сохранением которого скоро уже столетие трудится коллектив врачей-профессионалов». Игумен Сергий Рыбко был еще более категоричен: «Мощи святых - это одно, а тело сатаниста, диктатора, кровавого монстра - совсем другое».

С другой стороны Путина поддержали системные левые и атеисты. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов даже сравнил мумию Ленина с мощами русского святого Ильи Муромца: «Такая форма захоронения Ленина соответствует православным канонам и традициям. Успокойтесь и не дергайтесь». Поддержали эту идею и некоторые независимые комментаторы, заявляя, что культ сохранения человеческих останков, нетленных или специально бальзамированных, присуща разным человеческим культурам и традициям.

Не вдаваясь в политический спор вокруг личности В.Ленина, а также возможности сохранения или наоборот захоронения его тела, попробуем рассмотреть историческую перспективу этого вопроса. 

Мумии из глубины веков

Первые документированные случаи попыток сохранить человеческое тело от разложения относят к археологической культуре чинорро (Южная Америка). Район ее распространения находится на территории современных Перу и Чили. Чиноррские индейцы изготавливали достаточно грубые мумии. Самые древние тела с изъятыми внутренностями и наполненные глиной датируются 9000 годом до нашей эры. На некоторых чиноррских мумиях были надеты парики, нарисованы глаза, приделаны деревянные половые органы, в некоторых местах нашиты заплатки из кожи животных. В поздний период эти мумии красились в красный или черный цвета.

 
Мумия. Фото: nationalgeographic.com

Более профессиональные технологии мумификация были разработаны в древнем Египте. Установление этой традиции обычно относят к раннединастической эпохе (3000 - 2600 гг. до н. э.). Некоторые египтологи утверждают, что бальзамирование тел проводились и раньше, начиная с 4000 г до н. э. Сама египетская технология сохранения тел была весьма проработанной, использовала все достижения медицины и бальзамирования той эпохи. При помощи хирургических инструментов из тела покойного извлекались внутренние органы, а затем его обрабатывали пальмовым вином, натриевой щелочью, благовониями и бальзамическими составами. Хорошо сохранившиеся тела впоследствии позволили реконструировать облик некоторых наиболее известных фараонов.

Мумификация в Египте из привилегии высших сословий быстро превратилась в широкий, можно сказать, народный обычай. Простолюдинам, однако, рассчитывать на благовония и редкие эфирные масла не приходилось. Тело, лишенное требухи, вымачивалось в соке редьки, щелочи и возвращалось родным. Египтяне полагали, что мумифицированные тела понадобятся во «второй жизни», которая судя по всему, продолжится в «загробном мире». Не только человеческие тела подвергались мумификации, некоторые египтяне желали, чтобы в подземное царство их сопровождали любимые животные – в древних захоронения можно часто встретить мумии кошек и птиц.

Практика бальзамирования тел встречается и в других, более поздних цивилизациях. Так мумии культуры инков датируются XV-XVI веками и принадлежали они, в основном, правителям и могущественным представителям знати. Отдельная категория мумий империи инков принадлежит детям, принесенным в жертву богам.

Общей тенденцией в ранних культурах являлось желание сохранить тело правителя (фараона, императора, царя) как некий символ, власть которого простирается и на загробный мир, и ныне существующий. Таким же образом гигантские пирамиды и циклопические усыпальницы должны были поражать воображение живущих. Так малоазийский эллинистический правитель Мавсол построил для своей мумии с помощью греческих архитекторов первый в истории «мавзолей». 

Под знаком нового времени

Мумификация вновь стала популярна в Европе в конце XV-XVI веков и особенно в новое время. Среди мумифицированных умерших здесь были не только императоры и короли, но и деятели искусств - такие, как гениальный скрипач Николо Паганини. Его тело, будучи бальзамированным, было предано земле лишь спустя 56 лет после смерти, когда 1896 году католическая церковь наконец дала согласие на его погребение. Среди лиц, подвергнутых бальзамированию в России, - императоры Александр I, Александр II, императрица Мария Александровна и другие представителей царствующего дома. Однако бальзамированные тела усопших государей все-таки были захоронены, доступ и их обозрение для посторонних лиц не был предусмотрен.

Но были другие умершие, доступ к телам которых был относительно свободен. Среди них - тело бывшего всесильного регента российской империи, герцога Курляндии и Семгалии Эрнста Бирона. Скончавшийся в 1772 году Бирон был забальзамирован и похоронен в родовом склепе Митавского дворца (ныне Елгава, Латвия). Но недолго тело грозного наместника покоилось в могильной тишине. Незадачливый сын Бирона Петр развалил дела отца, отрекся от герцогства и продал курляндские поместья императрице Екатерине II. Прибывшие чиновники случайным образом обнаружили в родовом склепе отлично сохранившееся тело Эрнста Бирона, что привлекло в митавский дворец множество посетителей. И хотя показ мумии Бирона никогда не был организованным и официальным, местные служители никогда не закрывали крышки гроба, получая через то неплохую мзду. До нашего времени дошло немало фотографий мумии, сделанных в первой половине XX века.

Забавно, но некоторые посетители пытались отомстить останкам герцога за государственную политику эпохи Анны Иоановны. Рассказывают, что один из мелкопоместных русских дворян, представившись почитателем памяти Бирона, неожиданно кинулся к мумии и оторвал ей нос со словами: «Вот так и ты водил за нос мое Отечество». После второй мировой войны доступ к телу Бирона был прекращен – неизвестные злоумышленники сняли с мумии одежду и отломали у гроба феодальные вензеля.

Тело профессора медицины Николая Пирогова по сей день покоится в Виннице, в фамильном склепе, в подвале церкви, воздвигнутой на территории семейной усадьбы еще при его жизни. Мумия известного хирурга - одна из основных достопримечательностей этого городка.

Доступ к забальзамированному телу открыт для обозрения. Просьбу о бальзамировании своего тела выразил сам ученый незадолго до кончины. Жена покойного, подстраховавшись, направила прошение в священный Синод и получила соответствующее разрешение. Бальзамировал тело Пирогова один из его учеников, доктор Петербургской медико-хирургической академии Д. Выводцев. Доступ к телу Пирогова открыт и поныне.

Технологии бальзамирования развивались в российской анатомии весь XIX век, что привело даже к определенной моде среди петербургской знати. Таким образом, к революции 1917 года в России уже сложилась сильная школа бальзамирования и мумификации. Интересно, что известная мумия вождя мирового пролетариата В. И. Ленина была не единственным бальзамированным телом революционера. Через год после кончины Ильича та же группа врачей под руководством профессора Воробьев провела бальзамацию тела известного красного командира Григория Котовского. Позже советские бальзаматоры провели не менее успешные операции с телами Иосифа Сталина, лидера болгарских коммунистов Георгия Димитрова, монгольского вождя Чайболсана, бывшего президента Чехословакии Клемента Готвальда, вьетнамского президента Хо Ши Мина, генерального секретаря трудовой партии Кореи Ким Ир Сена. 

Христианские святые

Аврамические религии в целом отвергали бальзамирование как способ посмертной судьбы тела. Правда, в Ветхом завете есть упоминание о бальзамировании древнееврейского патриарха Иосифа, который в детстве был продан завистливыми братьями в Египет, и связано это было, видимо, с египетской традицией. Согласно иудейской и христианской традиции, тело человека после смерти не должно было сохраняться, но должно было полностью истлеть, превратится в прах: «Из земли ты взят и в землю же отойдешь». Жизнь души или будущее царство Божие в христианстве никак не связано с сохранностью тела.

Почитание же останков возникло в христианстве в связи с духовными подвигами святых, и в первую очередь - христианских мучеников. Если бальзаматоры Египта, древней Америки или Советского Союза старались придать телу умершего как можно более «живой» внешний вид, то для христиан (особенно ранних) внешнее состояние останков подвижника не имело никакого практического значения.

Церковный историк IV в. Евсевий Кесарийский, рассказывая о мученической кончине св. Поликарпа (167 г. н. э), уточняет, что тело его было сожжено по приказу проконсула, чтобы христиане не могли почитать его останки. Несмотря на это, христиане собрали «кости его, честнейшие драгоценных камней и дороже золота, и положили, куда следовало», где впоследствии и собирались «с веселием и радостию».

Римское правительство крайне немилосердно обходилось не только с христианами, но и с их телами. Редко когда оставались целые, нетронутые тела, очень часто это были растерзанные зверями, изрубленные мечами, сожженные останки. Впоследствии на «гробах» мучеников христиане собирались не только в дни их памяти, но и в случае обустройства здесь молитвенных мест. Под гробами понимались не обязательно какие-то саркофаги, а вообще места захоронения останков мучеников. Ранние писатели говорят о поминальных трапезах здесь.

Кости мученика почитались в силу необычайно высокого авторитета самих мучеников. В древних календарях-месяцесловах были лишь некоторые общецерковные праздники и дни памяти мучеников. Никаких других святых, за исключение редких апостолов (и то, в том случае, если они почитались как мученики), там не было. Поэтомупочитание мощей было мученическим
Присутствие же костей мучеников в основании храма, а в последствии церковного престола, становятся обязательным явлением. Сегодня в церквях восточного обряда служение без присутствия мощей мучеников в престоле или специальном полотне на престоле вообще воспрещается со времен VII Вселенского собора.

Почитание епископов (святителей) и иноков (преподобных) возникло гораздо позже и стало утверждаться только в V-VII веках. Но с именами этих святых связано наличие уже целых тел и в том числе известный ныне феномен «нетления». Под нетлением понимается естественное или сверхъестественное сохранение тела от разложения, без использования какие либо бальзамировочных и паталогоанатомических технологий. Желающие и сегодня могут увидеть ряд мощей христианских святых не только не подверженных разложению в течение веков, но и источающих «миро» - особый вид благовонного органического масла.

Само слово «мощи» (однокоренное слову «мощь») передает греческое λείψανα и лат. reliquia, оба слова значат «останки». В древней Руси, почитание мощей святых было повсеместным. Об этом свидетельствует и многочисленные археологические находки пустотелых нательных крестов - энколпионов - в которых хранились частицы мощей (как правило, костей) святых.

Впрочем, сам по себе факт нетления тела не являлся и не является признаком святости, даже останки апостолов Петра и Павла были найдены в виде костей. Поверье об обязательном нетлении мощей святых даже на Руси появилось только в XVIII-XIX веках. Это явление нередко связывают с культурным переломом XVII-XVIII вв., компенсацией гиперрациональности «народным православием». Интересно, что в последние годы на заупокойную панихиду по профессору Пирогову в Винницу съезжаются сотни человек, которые убеждены, что прикосновение к стеклу саркофага помогает излечиться от недугов. Можно сказать, что в случае с останками Пирогова мы наблюдаем едва ли ни единственный в истории случай, когда почитание тела усопшего в среде верующих возникло не в связи с подвигами святого, а из-за медицинских манипуляций с телом и громкого научного имени.

 
В. И. Ленин. Фото: trust.ua

 Таким образом, даже с культурологической точки зрения высказанное президентом Путиным сравнение набальзамированного, искусственно сохраняемого тела Ленина с мощами святых, по меньшей мере, некорректно. Ибо телу Ленина, как и мумиям древнеегипетских фараонов или вождям инков, специалисты-бальзаматоры стремились придать максимально приближенный к реальности, даже приукрашенный внешний вид. Мощи же христианских святых почитались и почитаются вне всякой связи с сохранностью этих останков.

Еще больше различий в духовном восприятии и религиозном отношении к мощам и телам покойных революционеров. Несмотря на то, что коммунистическая идеология СССР местами имела квазирелигиозный характер и свои обряды, церемониал и посвящения, невозможно даже представить, чтобы к телу Ленина стали относиться как к мощам святых. В противном случае будем ждать от Геннадия Андреевича Зюганова, который вслед за президентом сравнил мумию Владимира Ильича с мощами Ильи Муромца, заявления, что коммунисты готовы, в случае принятия решения о захоронении Ленина, разобрать тело вождя мирового пролетариата на частицы и расставить их в красных уголках своих парткомов. Если уж в Мавзолее у нас мощи – то и почитать надо по христианским правилам.