Послание Путина: Диагноз поставлен, лекарство назначено

На модерации Отложенный

Краткий анализ Послания Президента – кризис в духовной сфере, обращение к российской истории, дисбаланс регионов, призыв к отвественности.

Владимир Мамонтов,  журналист:

Мне кажется, что в Послании много всего важного, и Послание удалось. Оно такое деловое, очень точное во многих вещах. Его критикуют за некий указующий перст, который там виден: «и это надо сделать, и это надо сделать». И, дескать, мало сказано о том, как.

 Во-первых, президент на то и президент, чтобы у него все пальцы указательные (известная история), у большого руководителя. А во-вторых - если внимательно послушать, то там, на самом деле, есть и пути, есть и опасения человеческие и государственного характера опасения, есть и прямые предложения - а что, собственно, делать, чтобы нам жить лучше.

 Одним из очень важных моментов в Послании для меня было признание непростое (и президент это оговорил специально, что для него это непростое признание) о некоем кризисе духовном в обществе, который он счёл возможным заметить и транслировать. Он сказал это следующим образом (я процитирую): «Знаете, уважаемые коллеги, мне больно об этом сегодня говорить, но сказать об этом я обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи. Дефицит того, что всегда и во все времена исторически делало нас крепче и сильнее, и чем мы всегда гордились». Это очень важное признание.

 Но мне кажется, важно здесь увидеть не то, что увидели некоторые критики сразу. Например, некоторые критики сказали: «Эта стилистика – «скрепы» - церковно-славянское что-то в этом есть. Лучше бы сказать «арматура»». Не знаю, как сказать, но то, что глава государства точно совершенно определяет, диагностирует, он вообще «доктор» известный. В данном случае он очень точно диагностирует социальную болезнь.

 Об этом в обществе много говорят, советуют, машут Президенту об этом давно, и он это увидел. Что же касается таких вещей, как стилистика или мелочи, вот я тоже обнаружил там запятую не там, по давней редакторской привычке. Ну что, мне про запятую эту рассказывать, или про смысл? А вот по смыслу для меня чрезвычайно важно в Послании то, что за этим Посланием последовало.

 Последовало то, что и должно было последовать для начала – это надо нам обратиться к своей истории, не надо нам ее забывать. Нам надо историю России тысячелетнюю там поискать - опоры, основы, скрепы. Не надо её разбивать на отдельные периоды. Она вся единая, трудная, сложная – это очень важно. На самом деле, я думаю, что это важно, но не это скрепляет только.

Больше того - гораздо сильнее государство скрепляется делами, поступками, самоограничениями, принятием определённых правил игры, которые общество само себе устанавливает. И дальше - в Послании об этом много, хотите, открывайте на любой странице, и там, если под таким углом зрения рассматривать - там сплошные предложения и сплошная конкретика.

 Например, если хотите от истории - возрождение Семёновского, Преображенского полков. Это что, чтобы просто почтить историческую память? Да нет, это для того, чтобы возродить традиции бескорыстного, ясно выраженного служения Отечеству. Бескорыстного - не в том плане, что это всё будет бесплатно, а в том плане, что в человеке доминирует тема патриотизма.

Тут же нашлись критики, которые говорят: «Опять патриотизм, опять боевой дух, опять эта вот стилистики, ой-ё-ёй». А что стилистики? Хорошая стилистика, на самом деле. Это очень важные вещи, их надо говорить, и нечего их стесняться. Ну ладно, с Преображенским полком более ли менее понятно, там есть ещё более интересные вещи. Например, там есть такая история, гораздо более современная, и гораздо более важная.

 Возвращаясь к вопросу о скрепах, есть такая тема – деофшоризация. Вот скрепа так скрепа, если она пройдёт, вот это действительно скрепит, потому что не только наше с вами духовное начало скрепляют, а и деньги скрепляют, бизнес скрепляют, предпринимательство скрепляют. А что у нас сегодня получается?

 В сущности, есть такая теория, что диаметр трубы, по которой Советский Союз гнал свои ресурсы на экспорт, и диаметр нынешней трубы - не сильно отличаются.

Распределительная политика Советского Союза, пусть и ограниченных ресурсов, ограниченных представлений о том, как надо жить - гораздо более справедливая, чем сейчас, с точки зрения распределения доходов и, вообще, понятий о справедливой жизни.

 В том же Послании есть вопрос о дисбалансе регионов. Что это такое? Это та самая болезнь, только вид сбоку. Мне кажется, если удастся провести эту историю о деофшоризации, удастся вытащить хотя бы часть из нашего фонда стабилизации, направить их на строительство дорог (Путин это прямо говорит, что надо это сделать, и там таких пунктов мы наберём очень много), - если это удастся, то это очень скрепит и экономическое пространство. Так же, как скрепляет его сегодня Таможенный союз, Единое экономическое пространство, – это очень повлияет на нашу духовность.

  Таким вот образом через какое-то время можно будет сказать, что это сработало так же, как сработал в известном смысле, со всеми оговорками, скажем, тот же материнский капитал. Сколько было критики этого материнского капитала! Сколько было шуму по этому поводу: второй ребенок! Как-то с трудами, всё-таки, удалось многим родить второго. Теперь задача - родить третьего. На самом деле, эта задача перед государством тоже стоит - как это стимулировать, и как помочь.

И так в России всякая духовность всегда и скрепы эти разные духовные опирались на мощную опору: на прагматику, экономику, на дела. Гагарин полетел на ракете, которую мы сами сделали. Немножко подсмотрели у немцев, чуть-чуть, и полетели сами. Есть духовная скрепа, надолго - до сегодняшнего дня.

Мне кажется, что если под таким углом Послание рассматривать, то там есть несколько проектов, тем и важных обстоятельств, которые, при выполнении их, дело поправят. Вопрос - кому адресовано Послание - действительно очень важен. С учётом этого заявления о некотором духовном кризисе в обществе Путин, мне кажется, делает достаточно нетрадиционный для современного прагматичного политика шаг: он обращается, собственно говоря, к нам, к нашему разуму и чувствам. Говорит: «Ребята, если вы сами это не поймёте, если вы сами за это не возьмётесь, если вы к этому так не отнесётесь, как к насущному вызову времени, то тогда нам ничего не поможет».

 Это меж строк, как говорится, но это сказано, и это очень важно. И это касается и тех безответственных бизнесменов высокого ранга, которые все свои деньги уводят из страны. Это касается политики Минфина, которая ничего не… Приходится президенту говорить, чтобы из Стабилизационного фонда оговоренная часть отправлялась на развитие, а не копилась там у них опять где-то. И мы с вами в бытовой коррупции погрязаем.

 А может, один раз взять и противопоставить: сказать: «Не дам я тебе ничего, а попробую добиться другим путём». Это, конечно, непростой заход. Но мне кажется, что давно не хватало такого обращения президента непосредственно к обществу, к народу, я бы сказал. Не сказать, чтобы это Послание было таким артикулированным: «Братья и сёстры!» - Нет необходимости в этом. Но внутри этого Послания заложено обращение к каждому человеку: «Подумай. Слушай, а что мы делаем? Завтра страна эта жива будет или нет?»

Там есть прекрасный пассаж о том, как каждый обустраивает себе по возможности: кто - домик, кто - виллу, кто - оффшорчик, кто – ого-го чего. А в это время за забором рушится нечто более, гораздо важное - рушатся основы для твоего благополучия. Ты его тут строишь, а завтра оказывается - сточные, простите, воды подмывают твой фундамент. А ты всё клепаешь у себя во дворе это дело. А ты выйди, посмотри, что там творится!

 Т.е. этот призыв к ответственности за то, что творится в стране, - он тоже прозвучал. Есть, конечно, сразу критики, которые говорят: «Да нет! Ну как?» Чтобы критиков унять, там придумана система, в Послании оговорена - система (я бы её так назвал) штрафов и наказаний. Тема, не очень у нас популярная, но без них тоже нельзя. В конце концов культура – это и есть система запретов некоторых.

 Если нет закона, который предпринимателя ограничивает в роскоши, то он будет безудержно обогащаться и демонстрировать всем в наглую эту роскошь, если у него нет какой-то глубокой внутренней причины, веками воспитанной.

 Откуда у нас веками возьмётся воспитанная история, как в том же Послании сказано, - вся наша история за последние годы – это войны, смены общественного строя. И то, что в Послании это сказано – это означает: и президент, и мы все с вами вслед за ним или вместе с ним должны понимать - насколько сложные, насколько необходимые задачи перед нами, на самом деле, поставлены