Так почему белорусы не ругаю родину?

На модерации Отложенный

На днях макспаркер Путаник nl перепечатал из www.rosbalt.ru статью Максима Швейца «Почему белорусы не ругают родину». Хотел высказаться по поводу содержания в комментариях, да понял, что в размеры комментария не влезу. Решил сделать отдельный пост.

Ну-ка, уважаемые читатели, расскажите мне, пожалуйста, кто из украинцев или россиян «ругает родину»? Может, наших южных соседей салом не корми, дай Карпаты или Крым обхаять? А восточным - хлеба не надо, лишь бы была возможность гадостей о Валдае или Сибири наговорить? – Да нет же: россияне или украинцы любят просторы своей родины ничуть не меньше, чем мы свои. И вряд ли кто-то станет это оспаривать.

Автор просто откровенно жонглирует понятиями: говорит о родине, а имеет в виду государство, государственную власть. Вот ею-то, своей родимой, наши соседи очень недовольны. И очень старательно делают вид, что у нас власть лучше, и  поэтому мы от Лукашенко и  его властной вертикали просто без ума.

Попрошу приглядеться, что же это Максиму Швейцу так по душе пришлось в нашей Беларуси.

 Швейц пишет: «ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА ГОДА СОТНИ ТЫСЯЧ БЕЛОРУСОВ РАЗЪЕХАЛИСЬ ПО РОССИИ В ПОИСКАХ ЗАРАБОТКА», но, тем не менее, «ПО ИХ СЛОВАМ, БЕЛОРУСЫ ЖИВУТ В ЛУЧШЕЙ СТРАНЕ БЫВШЕГО СССР, ВОТ ТОЛЬКО С ЗАРАБОТКАМИ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ТУГО». Чтобы не слишком путаться в языке автора, сразу же переведу эту фразу с русско-российского на русско-белорусский:

«Беларусь – лучшее из государств, появившихся на обломках бывшего Союза. Всё б ничего, да только жить там на белорусскую зарплату невозможно. Вот и подались сотни тысяч белорусов из любимой Беларуси в Россию за нормальными (с их точки зрения) заработками».

Не правда ли: Швейц и я сказали одно и то же. Но на русско-белорусском звучит несколько иначе, чем на русско-российском. На восторженные вопли почему-то отнюдь не тянет.

Решив особо не ломать голову, переведу статью Швейца на русско-белорусский язык. А чтобы читатели не запутались, свой текст напишу обычным шрифтом, а слова автора выделю ПРОПИСНЫМИ буквами.

«В БЕЛОРУССИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УСТАНОВЛЕН АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ. НО ЕСЛИ ТЫ НЕ ОППОЗИЦИОНЕР, НЕ ЖУРНАЛИСТ И НЕ ПРАВОЗАЩИТНИК, не профсоюзный активист, а молча сносишь всё, что тебе приготовила власть и ее приближенные, то ЭТО НИКАК НЕ ОЩУЩАЕТСЯ. И ВОЗМОЖНЫМ ЭТО СТАЛО ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО НАСТОЯЩАЯ ДИКТАТУРА В СТРАНЕ УСТАНОВЛЕНА ДЛЯ ВЕРХОВ, А НЕ ДЛЯ НИЗОВ».

Вот и попробуем рассмотреть, что это такое – НАСТОЯЩАЯ ДИКТАТУРА ДЛЯ ВЕРХОВ по-белорусски.

В нашем достопочтимом городе Барановичи жил-был некогда один железнодорожный начальничек Виктор Григорьевич Рахманько. Не могу судить за какие-такие заслуги, но в 1988 году он был назначен начальником всей белорусской железной дороги. И развернулся на новой должности в полную силу так, что спустя четыре года его арестовали. Он обвинялся в совершении 15 преступлений, в основном в сфере хозяйственной деятельности, совершенных с использованием должностного положения, сообщил БелаПАН. Общий причиненный ущерб составил сотни миллионов долларов.  Но никакого приговора не последовало, ни оправдательного, ни обвинительного. И в настоящее время Рахманько работает в Газпроме Российской Федерации начальником управления транспорта Департамента инвестиций и строительства.

Другой факт, который я хотел бы представить на рассмотрение читателей – это судьба Тамары Винниковой, возглавлявшей Национальный банк Беларуси в 1996 — 1997 годах. На это достаточно теплое местечко ее выдвинул сам Лукашенко. Но уже через год она была арестована, и ей предъявлено обвинение в причинении ущерба государству в особо крупных размерах. Речь шла тоже о  миллионах долларов.

Через некоторое время ей изменили меру пресечения на подписку о невыезде и посадили под домашний арест. Но, несмотря на тщательную охрану, 7 апреля 1999 года Тамара Винникова исчезла, нарисовавшись вновь уже в Лондоне. Там она проживает и в настоящее время.

Не правда ли, очень какая-то не такая эта «НАСТОЯЩАЯ ДИКТАТУРА   ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ» по-белорусски?

Автор пишет: «РАССКАЖУ ОДНУ ИСТОРИЮ, КОТОРАЯ СЛУЧИЛАСЬ С МОИМ ЗНАКОМЫМ В БЕЛОРУССИИ ОКОЛО ПЯТИ ЛЕТ НАЗАД. КОГДА-ТО ОН ПРОГУЛИВАЛСЯ ПО УЛИЦАМ РОДНОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА ОБЛАСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ПРОХОДИЛ МИМО КАФЕ, В КОТОРОМ МИЛИЦИОНЕРЫ "ОБМЫВАЛИ" НОВОЕ ОФИЦЕРСКОЕ ЗВАНИЕ СВОЕГО ТОВАРИЩА. СПЬЯНУ ИМ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ, КАК НА НИХ ПОСМОТРЕЛ ПРОХОЖИЙ, И ОНИ ПРИНЯЛИСЬ ВПЯТЕРОМ ЕГО ИЗБИВАТЬ. НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПОСТРАДАВШИЙ ОТПРАВИЛ ТЕЛЕГРАММУ НА АДРЕС ГЕНПРОКУРАТУРЫ, В КОТОРОЙ КРАТКО ИЗЛОЖИЛ СУТЬ ПРОИЗОШЕДШЕГО. ВСЕ ПЯТЕРО МИЛИЦИОНЕРОВ ПОЛУЧИЛИ СРОКИ: КТО НАСТОЯЩИЕ, А КТО УСЛОВНЫЕ».

В России, между прочим, тоже отнюдь не всегда полицейским  удается остаться безнаказанными за совершенные преступления. Я погуглил, и практически сразу нашел пример:  « В среду 14 марта в Казани суд арестовал на два месяца четверых полицейских казанского отдела полиции «Дальний». Одновременно им предъявили обвинение в «умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшим по неосторожности смерть потерпевшего», а также в «превышении должностных полномочий, совершенных с применением насилия, с причинением тяжких последствий».

 Сомневаюсь, чтобы этот факт изменил отношение россиян к своей «доблестной» полиции. Но, интересно, подобный  же факт пятилетней давности позволяет автору водружать чуть ли не на пьедестал почета белорусскую милицию. Не логично…

«В БЕЛОРУССИИ ЛЕГКО УПРЯТАТЬ ЗА РЕШЕТКУ ЛЮБОГО ЧИНОВНИКА: ВЗЯТОЧНИКА-ГАИШНИКА, ВОРА-ДИРЕКТОРА НА ЗАВОДЕ ИЛИ ПРИНИМАЮЩЕГО ВЗЯТКИ МЭРА ГОРОДА. НИКАКОЙ КРУГОВОЙ ПОРУКИ И ПОКРЫВАТЕЛЬСТВА В ЭТОЙ СТРАНЕ НЕТ. ВЛАСТЬ ЗДЕСЬ ПОДОТЧЕТНА НАРОДУ ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК И НАРОД — ВЛАСТИ.

 ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ В СТРАНЕ НЕТ НИ КОРРУПЦИИ, НИ КАЗНОКРАДСТВА — ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, В ТЕХ МАСШТАБАХ, В КОТОРЫХ ОНИ ЕСТЬ В ДРУГИХ СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ СНГ».

Действительно, в Беларуси легко упрятать за решетку кого угодно. Для этого достаточно одного подозрения, что этот «кто-то» связался с оппозиционерами. Уж тут-то сразу отыщутся доказательства и коррупционности, и любых других преступлений. И «покрывать» такого «преступника» - себе дороже: мигом окажешься на нарах  с ним рядом. В России, кстати, сотворяется нечто похожее. Значит ли это, что Швейц вскоре начнет петь дифирамбы российской власти?

Насчет того, что  «ВЛАСТЬ ЗДЕСЬ ПОДОТЧЕТНА НАРОДУ», хотелось бы хотя бы какие-то доказательства услышать. Даже встречи депутатов с избирателями, которые депутаты обязаны проводить, как правило, приходится организовывать самой оппозиции. Да и зачем депутатам избиратели? Их и так изберут без всяких отчетов.

А вот НАРОД, действительно, ПОДОТЧЕТЕН ВЛАСТИ. Этого ни один белорус не отважится оспорить. А разве в России иная картина?

«НЕПРИВЫЧНОМУ РОССИЙСКОМУ ГЛАЗУ ЧИСТОТА ЗДЕСЬ ПРОСТО "РЕЖЕТ ГЛАЗА". ВОПРЕКИ РАСХОЖЕМУ МНЕНИЮ, ЧИСТОТА НА УЛИЦАХ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ НЕ СТОЛЬКО ТЕМ, ЧТО ЗДЕСЬ "НЕ ГАДЯТ", СКОЛЬКО ТЕМ, ЧТО ЗДЕСЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ УБИРАЮТ. ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ДВОРНИКУ РАБОТАТЬ КОЕ-КАК ИЛИ НЕ ВЫХОДИТЬ НА РАБОТУ».

Не могу сравнивать с Россией: после перестройки ни разу там не был. Но в прошлом году был на Украине: в Киеве,  в Николаеве и в Белой Церкви. В этом году ездил в Вильнюс. И пришел к выводу, что сведения о чистоте на белорусских улицах изрядно преувеличены. Нет, дело, конечно, не в том, что у нас грязно: чисто, даже очень чисто. Но в остальных осколках бывшего СССР отнюдь не так грязно, как нам расписывают. Может, и там ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ДВОРНИКУ РАБОТАТЬ КОЕ-КАК ИЛИ НЕ ВЫХОДИТЬ НА РАБОТУ?  Или при капитализме собственник разрешает работать спустя рукава?

«ПРАЗДНО ШАТАЮЩИХСЯ БОМЖЕЙ, - пишет автор, - НА ГЛАВНЫХ УЛИЦАХ ГОРОДОВ И ВОКЗАЛАХ ЗДЕСЬ ТОЖЕ НЕТ. В СТРАНЕ СЛИШКОМ МНОГО ПАТРУЛЬНЫХ МИЛИЦИОНЕРОВ, КОТОРЫЕ НЕОПРЯТНО ОДЕТЫХ ЛЮДЕЙ НЕ ПУСКАЮТ НИ В МЕТРО, НИ В НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ, НИ НА ЛАВОЧКИ. ЕСЛИ ПОЙМАЮТ ПРОПОЙЦУ — В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ ОТПРАВЯТ В ВЫТРЕЗВИТЕЛЬ, В ХУДШЕМ — ИЗОБЬЮТ В УАЗИКЕ. БЕЛОРУССИЯ — НЕ РОССИЯ, В КОТОРОЙ МИЛИЦИЯ ЦЕПЛЯЕТ ТОЛЬКО ТЕХ, С КОГО МОЖНО ЧТО-ТО ПОИМЕТЬ, А УБОГИХ НЕ ТРОГАЕТ».

Насчет того, что у нас в Беларуси СЛИШКОМ МНОГО ПАТРУЛЬНЫХ МИЛИЦИОНЕРОВ, возразить нечего. Сегодня их численность на душу населения самая высокая в Европе. Похоже, автор относится к этому с одобрением? Спрашивается, почему? Ужель  только потому, что милиция цепляет только убогих, а тех, с кого можно что-то поиметь, не больно-то и трогает? Не кажется ли читателям, что повод для восторга, мягко говоря, сомнительный?

Кстати, встречал бомжей и в автобусах, и в электричках, и даже на железнодорожном вокзале в Минске. Но ради справедливости должен заметить, что  бомжевого духа не отметил. Не потому ли у автора сложилось столь интересное впечатление?

А вот в Вильнюсе за неделю не встретил ни одного  полицейского. И ни одного бомжа, от которого за версту разило бы специфическим духом. Так, может, не в количестве полицейских дело?

Очень удивили меня следующие слова Максима Швейца: «ПЛОХИХ МОМЕНТОВ ЖИЗНИ ТОЖЕ ХВАТАЕТ. В БЕЛОРУССИИ — НАСТОЯЩАЯ КАТАСТРОФА С ГАРДЕРОБОМ». -  Еще более удивило объяснение этого явления: «САМА МЕНТАЛЬНОСТЬ БЕЛОРУСОВ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ИМ ЯРКО ОДЕВАТЬСЯ. ЧТОБЫ НЕ ПРИВЛЕКАТЬ НА УЛИЦАХ ВНИМАНИЕ МИЛИЦИИ И ПРОЧИХ НЕДОВОЛЬНЫХ, В ТОЛПЕ ЛУЧШЕ НЕ ВЫДЕЛЯТЬСЯ».

 Ну, по поводу гардероба обойдусь без комментариев. Я, во всяком случае, этой проблемы не заметил. Вряд ли это заметили и мои дети. Наоборот, мне приходится слишком часто им напоминать, что негоже человеку уподобляться попугаю.

Значительно интереснее, что, оказывается, яркость одежды способна привлечь внимание милиции. И оказывается, это настолько опасно, что белорусы предпочитают в одежде отказаться от ярких тонов! Странно, ведь чуть раньше автор заверяет, что если ты не в оппозиции, то опасаться тебе нечего. Но, оказывается, опасно даже одеваться в соответствии со своими предпочтениями, ибо можешь не угодить вкусам милиционера. И это тоже предлагается в качестве примера для подражания?

И из всех этих практически рекомендаций «не первой свежести», автор делает сногсшибательный вывод:

«ЗАТО У БЕЛОРУСОВ ЕСТЬ УВЕРЕННОСТЬ В БУДУЩЕМ — ПОЧТИ КАК В СССР. КАЖДЫЙ МОЖЕТ РАССЧИТЫВАТЬ НА ТО, ЧТО, ПРОЙДЯ КОНКУРС, ОН МОЖЕТ БЕСПЛАТНО, НЕ ДАВ НИ ОДНОЙ ВЗЯТКИ, ОТУЧИТЬСЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ, ПОЛУЧИТЬ РАБОТУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (ЗДЕСЬ ДО СИХ ПОР ПРОЦВЕТАЕТ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ), ОТСЛУЖИТЬ В АРМИИ, ЖЕНИТЬСЯ, А ПОТОМ ПОЛУЧИТЬ ЛЬГОТНЫЙ КРЕДИТ НА КВАРТИРУ НА 40 ЛЕТ — КАК "МОЛОДАЯ СЕМЬЯ". ЖИЗНЬ ИНЖЕНЕРА В БЕЛОРУССИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОСТА, БЕЗМЯТЕЖНА И СТАБИЛЬНА. И ИМЕННО ЗА СОХРАНЕНИЕ ПРИВЫЧНОГО УКЛАДА ЖИЗНИ БОЛЬШИНСТВО БЕЛОРУСОВ ГОЛОСУЮТ. ЧТО БЫ ТАМ НИ ГОВОРИЛИ».

Да, у белорусов есть возможность «бесплатно, не дав ни одной взятки», закончить ВУЗ. Вот только эта возможность постоянно уменьшается, поскольку число бюджетных мест сокращается, как шагреневая кожа.

Да, здесь до сих пор существует механизм государственного распределения. Но студенты от него не в восторге: с помощью вчерашних студентов заполняются рабочие места в Чернобыльской зоне.

А по поводу «безмятежной и стабильной» жизни инженера можно лишь скептически улыбнуться. Я лишь в прошлом году ушел на пенсию. До  этого работал инженером-конструктором. Вопрос  к читателям: можно ли считать «простой, безмятежной и стабильной» жизнь инженера, если ты своим трудом не можешь обеспечить себе, нет, не богатую, а просто нормальную жизнь? Если постоянно вынужден искать возможности, чтобы заработать немного денег, чтобы семья не ниществовала? Швейц просто придумывает некие постулаты, а затем делает вид, что они соответствуют действительности. Логика просто издевательская: хотите – верьте, хотите – нет.

Швейц пишет: «БЕЛОРУССКУЮ ПРОПАГАНДУ НАЗЫВАЮТ КОНДОВОЙ, НО ОНА ДОБИЛАСЬ ТОГО, ЧЕГО НЕ СМОГ СДЕЛАТЬ ДАЖЕ СОВЕТСКИЙ АГИТПРОП. ОНА УБЕДИЛА СВОИХ ГРАЖДАН, ЧТО ВАЖНО НЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ, А ТО, ЧТО ТЫ В СОСТОЯНИИ КУПИТЬ НА НИХ ПОСЛЕ УПЛАТЫ ВСЕХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ».

Сразу же напрашивается вопрос: а какие товары  в Беларуси дешевле, чем у наших соседей? Увы, таких товаров вы не отыщете. Более того, и в Украине, и в Прибалтике, и в России цены почти не отличаются от белорусских. И именно потому, что важно не количество денег, а то, что можно на них купить, сотни тысяч белорусов подались в гастарбайтеры. За  кредит на строительство жилья тоже надо как-то умудриться рассчитаться.

Ну и напоследок просто вынужден хоть немного рассказать о действительно белорусской проблеме.

Вроде бы еще при социализме нам буквально вбивали в голову, что рост зарплаты не может обгонять рост производительности труда. Но, видать, нашему президенту этого втолковать не смогли. Вместо того, чтоб модернизировать производство, он занялся повышением зарплаты. Особенно разворачивался при приближении президентской избирательной кампании. Конечно, надо же электорату продемонстрировать свою заботу о простом народе! Вначале обычно все шло успешно. Выклянченное (или наворованное) в России успешно проедалось, но потом… Сами представьте:  если промышленность  работает все хуже, прибыли у предприятий все меньше, а зарплата тем не менее растет, чего следует ожидать? – Правильно: девальвации. Так оно всегда и происходит: обещанные президентом 500 долларов средней зарплаты превратились в недостижимый рубеж. И погоня за 500 долларами начинается вновь.

Возможно, вы знаете, что в нашей республике единственной формой трудового договора является контракт? А почему президент так полюбил контрактную систему? – Ответ простой: для увольнения работников по окончании контракта не нужно никаких обоснований. Поэтому даже замечательного работника можно выпнуть с завода, и никакой суд  не примет жалобу к производству.

Правда, пряник к контрактной системе тоже имеется: администрация имеет право (но не обязана!) увеличить тарифную ставку контрактников до двух раз. Возможно, лишь поэтому  систему удалось внедрить, и, соответственно, избавить трудовые коллективы от «неудобных» администрации людей.

Недавно система претерпела заметные изменения. Лукашенко, наконец-то, занялся модернизацией производства. В планы по модернизации включили крупные деревообрабатывающие предприятия. Но –о ужас! – заниматься этим оказалось некому: за столь смешную зарплату дураков ждать светлого будущего нет. Вот и появился на свет Декрет №9. Суть его очень проста: никто не имеет право уволиться с модернизируемых предприятий даже по окончании контракта. Для продления контракта желание работника не требуется.

Вообще-то и при старой контрактной системе запрещалось увольнение работника с завода. Но это можно было как-то обойти, например, перестав ходить на работу. На это раз такое не получится: работник при увольнении обязан вернуть предприятию всю сумму, которую получил сверх тарифной ставки. Так что привязан он к месту почище, чем при феодализме Юрьевым днем.

Разумеется, и в Беларуси хватает идиотов, которые надеются, что подобные выкрутасы власти их не коснутся. И хватает зарубежных (российских и украинских) доброхотов, готовых подыграть нашей власти лишь потому, что в Беларуси на улицах чисто. Так что еще очень не скоро выберемся мы из-под пяты Лукашенко.

А жаль.