Новая болезнь Путина, ссора Потанина с Абрамовичем и другие тайны закулисья Послания ФС РФ

На модерации Отложенный

Свое девятое (жаль, не двенадцатое!) послание Федеральному собранию президент зачитал 12 числа 12 месяца 2012 года ровно в 12 часов. Впрочем, на этот раз он больше говорил не о цифрах, а о нравственных ориентирах и духовных «скрепах».

Президент простудился

Подготовка к мероприятию началась, разумеется, загодя. В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, где проходила церемония, трибуну для Путина начали готовить с раннего утра: протянули провода, белой салфеткой стерли пыль – чтобы, не дай бог, пылинка не села на президента. Затем повторили ту же процедуру уже нежно-розовой тряпочкой, вероятно, чтобы речь Путина произвела столь же розовое впечатление.

В завершение под трибуну и вовсе установили небольшой агрегат, напоминавший тепловентилятор. Нужная оказалась вещь. Судя по всему, накануне Путин болел за послание не только душой. К членам благородного Федерального собрания он вышел заметно простуженным – периодически шмыгал носом, покашливал и путал слова. Особенно собравшихся позабавило, когда Путин оговорился, сказав вместо «нравственные идеалы» «нравственные одеялы». А может, и не оговорился. Какие только мерзости чиновники не прикрывают разговорами о морали.

Трапезников принарядился

Сами депутаты ожидали послание в двух других залах дворца: примыкающем к Георгиевскому Александровском (именно из него к трибуне выходил Путин) и расположенном сразу за ним Андреевском (там стоит императорский трон). Золото, лепнина, зеркала... Роскошная обстановка так вскружила голову рабочему депутату Валерию Трапезникову, что он ретиво чихвостил тех, кто пренебрег дресс-кодом:

– Ты почему без галстука? А ты?

И пояснил:

– Сегодня же такой важный для всей страны день. Даже я в галстуке.

Хотя было видно, что и галстук, и уложенные волосы, и маникюр «рабочему депутату» не так чтобы в новинку.

– Поздравляю всех вас! – не унимался Трапезников.

Окружающие на всякий случай шарахались.

Зюганов расстроился

– Да какой тут праздник! – брюзжал Геннадий Зюганов в окружении товарищей. – В стране кризис, армию разворовали, а Путин столько перед выборами наобещал. Посмотрим, как он в послании выкрутится.

– Кризис? Посмотрите, какие тут люстры. ЛДПР постепенно приходит к власти. В Смоленске уже сидит наш губернатор. – Владимир Жириновский тут же продемонстрировал мне смоленского губернатора Островского. – Страна движется правильным курсом!

И прокурсировал дальше в компании однопартийцев, энергично бросая в стороны руки и громкие фразы. А вот звезда митингов Илья Пономарев, напротив, тихо-мирно целый час дефилировал под руку с мамой. Мать оппозиционного депутата трудится сенатором, так что для Пономаревых послание президента – мероприятие, можно сказать, семейное.

Абрамович обиделся

Кстати, о «семейных». Их тоже хватало. Невесть откуда попавший на церемонию Владимир Потанин, к примеру. Как будто это было послание президента не Федеральному собранию, а клубу миллиардеров. Сразу захотелось спросить:

– А вы здесь в каком качестве: депутата или сенатора?

Потанин замешкал с ответом, помолчал и... неожиданно бросился прочь из Андреевского зала (я подумал: может, утюг дома забыл выключить?). Но секунд через десять Потанин, озираясь, вернулся в зал через другие двери и пошел вразвалку дальше. Наверное, не забыл. Однако тут его ждала другая напасть вместо меня. Наперерез ему мчался Роман Абрамович (все-таки с клубом миллиардеров я угадал).

Завидев бизнесмена, Потанин резко отвернулся к стене, сделав вид, будто заинтересовался интерьером. Абрамович в долгу не остался и, даже не взглянув в его сторону, пробежал мимо, растерянно при­читая:

– Да где же здесь зарегистрироваться?

Оказывается, двумя днями раньше олигархи заключили сделку по «Норникелю» и оба, видимо, оказались не очень довольны ее результатами. Но без телохранителей отношений предпочли не выяснять.

Чуров просочился

«Такие люди и без охраны», – можно было сказать не про всех.

Со свитой бодигардов в Кремль пришел столичный мэр Сергей Собянин. Кого он тут остерегался, непонятно. Неужели Трапезникова? У Патриарха Кирилла сопровождение тоже было с рациями, но в рясах. А вот Верховного муфтия Гайнутдина от посторонних глаз прикрывала лишь хрупкая Эльвира Набиуллина, помощник Путина.

Кстати, для депутатов, сенаторов и прочих олигархов в Георгиевском зале был открыт лишь задний вход.

– Золотые ворота из Александровского зала – только для президента, – сообщили мне охранявшие их сотрудники ФСО.
Оказалось, не только. Владимир Чуров, например, посчитал, что он тоже может через них войти. И вошел. И охрана его пропустила. Видимо, ей сообщили, что Чуров всегда считает правильно.

А вот Станислав Говорухин, обмотавшись шарфом, ничего не считал. Пока по громкой связи собравшихся умоляли занять места, он не спеша допивал свой кофе. Наверное, понимал, как режиссер, что без него, главы избирательного штаба Путина, все равно не начнут. И правда, не начали. Хотя и задержали послание на минуту.

Шувалов убежал

Само послание все слушали по-разному. Кто раскрыв рот, кто – твиттер. Да и комментарии потом давали тоже разные.

– Ой, я чиновник. Мое дело – послание исполнять, а за комментариями – к политикам, – бросил первый вице-премьер Игорь Шувалов и убежал. Наверное, исполнять.

Что касается политиков: Миронов говорил о том, что ему понравилось в послании, Зюганов – о том, что не понравилось, Жириновский – что он и так все заранее знал. Впрочем, и чиновники не все отмолчались: и.о. губернатора Подмосковья Воробьев с готовностью рассказал, как после послания начнет устраивать соревнования для школьников. Глава Следственного комитета Бастрыкин признался, что теперь он закончит все резонансные дела. А мэр Москвы Собянин – решит наконец транспортную проблему столицы...

Повода подать голос не было только у оперной певицы и депутата Марии Максаковой. После церемонии она минут пятнадцать ходила вдоль вереницы журналистов, но никто упорно не хотел брать у нее интервью, пока дива чуть не грудью уперлась в микрофон телеканала «Дождь»...

Судя по всему, домой все, включая Максакову, вернулись уставшие, но довольные. Довольные даже не столько посланием, сколько собой.

Свежак

Что пообещал президент в этот раз

пообещал въезд в Россию гражданам СНГ только по загранпаспортам и позвал перебраться в Россию бывших соотечественников;

назвал нормой семью с тремя детьми, уделил внимание решению проблем с очередностью в детсадах, подросткам посулил кружки и секции;

решил обеспечивать россиян жильем не только через ипотеку, но и с помощью соцпрограмм, намекнул на будущую материальную поддержку провинциальной интеллигенции и анонсировал налог на роскошь;

признал недопустимым вмешательство во внутреннюю политику России извне, пообещал обеспечить всем партиям равный доступ к СМИ и поддержал идею возврата к выборам в Госдуму по смешанной системе;

объявил об удвоении объемов дорожного строительства, счел нужным запретить возбуждение уголовных дел по ряду экономических преступлений, взял курс на деофшоризацию экономики и заявил о необходимости введения ограничений для чиновников на счета за рубежом.

Истфакт

Куда посылал страну Путин раньше

2000 год – объявил войну вымиранию и сепаратизму;

2001 год – пообещал разделить полномочия между центром и регионами;

2002 год – заговорил о реструктуризации госаппарата и переходе к профессиональной армии;

2003 год – заявил о создании партийного правительства, удвоении ВВП за 10 лет и постепенном сокращении срока службы в армии до года;

2004 год – сделал акцент на доступном жилье, модернизации здравоохранения и развитии образования;

2005 год – упомянул о необходимости борьбы с коррупцией;

2006 год – простимулировал решение демографической проблемы материнским капиталом;

2007 год – указал на необходимость пенсионной реформы.