Личное и общественное

Три группы протеста – три типа людей, три вида желаний.

«Либеральная» группа, самая успешная. Вполне адаптированные к «дикому капитализму» люди, состоявшиеся в профессии и более-менее обеспеченные материально. Их недовольство вызывает смрад, идущий от всей нашей жизни: циничная ложь, пошлость СМИ, упадок культуры и расцвет хамства. Им хочется капитализма без язв и родимых пятен, славного такого капитализма Бенилюкса, Швейцарии или Скандинавии. Чтобы жить было еще комфортнее, еще уютнее. Ну, и конечно – я ведь пишу не памфлет – им хочется правды и справедливости.

«Левая» группа менее успешна. Эти не «досостоялись». Они чувствуют внутри личностный потенциал, но понимают, что при данном общественном устройстве им его не реализовать. В социальной гонке они «либералам» уступают.  Вопрос, насколько в их недореализованности виновато общество, а насколько они сами, перед ними не встает – они ясно (так им кажется) видят, что в иных общественных условиях могли бы добиться большего. (Да, и в самом деле, когда вспоминаешь всю ту серость партийных хозяев жизни советского времени, начинаешь думать, что мечты наших «молодых коммунистов» не столь уж беспочевенны.) В общем, им хочется иных правил игры. Ну, и конечно, им хочется правды и справедливости.

«Националисты». Эти в массе своей аутсайдеры. Они совсем никак не состоялись и не реализовались. Но, в отличие от «левых», они не просто не реализовались как личности, но и понимают, одни в глубине души, а другие даже не очень и в глубине, что на индивидуальном уровне, как «я» им и не реализоваться - бог не дал. И поэтому, не будучи способными реализоваться как «я», они стремятся реализоваться как «мы». (Простите меня, умные читатели, но здесь мне придется пояснить в скобках для остальных. Естественно, мои герои не говорят, да и не знают в большинстве своем всех этих «умных» слов, которые я здесь уже понаписал: «реализоваться», «индивидуальный уровень» и т.д. – и тех, которые еще, быть может , понапишу. Но то, что происходит в их душах, описывается именно этими словами.) Продолжу. Поэтому «националисты» в массе своей хотят не своего личного величия, а величия своей группы, как они ее понимают – величия «русского народа». Так они называют «русских по паспорту».  Чтобы всем командовали такие же наши пацаны, как и они сами. Ну, и конечно, и националисты тоже хотят правды и справедливости.

И вот тут возникает «роковой вопрос». А как совместить личное желание лично для меня хорошего государства с гражданским желанием «просто хорошего государства»? Проще всего характер этой проблемы виден на примере «либералов». «Просто хорошему государству» нужны деньги, а это значит, что деньги эти нужно взять у богатых, то есть, в том числе, как раз и у самих успешных, состоявшихся «либералов». Но кто же захочет отдавать свое, кровное! Хорошо еще когда можно отговориться от своей совести: «Ну, что я буду платить, когда все равно всё разворуют, да еще к тому же и ни один дурак рядом не платит?!».  А если такая отговорка действовать не будет, что тогда? Раскошеливайся? Неприятно-с!.. Аналогичная проблема и с личной свободой. Ложь, хамство, пошлость СМИ никому не нравятся. Но ограничивать  их – значит, ограничивать личную свободу. Мою. Мою!..  Да, кто ж на это пойдет! Поэтому и хотят «либералы» улучшений таких, чтобы по сути ничего не менять: налогов не платить, вседозволенность не ограничивать. И поэтому говорят «либералы»  исключительно о вещах второстепенных, их лично не затрагивающих.

Аналогичная ситуация и с другими группами. Точно так же, как «либералам» - личными деньгами и личной свободой, «левым» для справедливого государства пришлось бы пожертвовать личными притязаниями: признать, что с имеющимися у них личными данными (способностями) им придется ограничиться вторыми ролями в общественной иерархии. В справедливом государстве наверху самые умные. Здесь жертва побольше, чем деньги, - жертва уровнем  притязаний. На такую пойти может лишь человек очень высокого уровня развития. А у националистов и того хуже: великое русское государство может быть велИко лишь своей душой, своей добротой.  Так что их жертва для общего блага должна быть побольше либеральной жертвы деньгами и свободой и левой жертвы притязаниями – это жертва личной злобой. И много чем еще, что неприлично для представителей народа-духовного лидера человечества.  Способны ли они на такую жертву? Вопрос риторический: сами, конечно же, нет, неспособны.

Вот и получается у нас такая забавная коллизия: каждый хочет большого и светлого. Но никто не готов жертвовать для этого большого и светлого чем-то лично своим. Почти никто. 

Хотя  слишком забавной такую коллизию не назовешь...