Теплотрассы взрывают страну. Обозрение: от января к декабрю, от Невы до Байкала
Детонатор ЖКХ
Теплотрассы взрывают страну
Обозрение: от января к декабрю, от Невы до Байкала
Сибирские –40
Зима в России приходит, как всегда, неожиданно и, как обычно, со своими сезонными стереотипами. Первые настоящие заморозки, колкий ветер, первый снег. В студеных сумерках загораются первые огни новогодних гирлянд. В стеклянных витринах поселяются снеговики, а в наши планы всё чаще вторгаются мысли о подарках. Впереди Новый год, да еще не один. Да еще с Рождеством. Однако кроме этих положительных стереотипов зима в последние годы, увы, закрепилась в наших представлениях и отрицательными приметами.
Зима теперь прочно ассоциируется с многокилометровыми заснеженными пробками на федеральных автомагистралях. С обрывами проводов электропередачи, и тоже на километры. Утопающие в снегу дворы городов и поселков при молчаливом, почти философском неучастии в этой сезонной драме работников ЖКХ. Ледовые катки перед подъездами и гигантские сосульки-сталактиты, свисающие с карнизов над нашими головами – также устоявшиеся уже неприятные стереотипы зимы. Причем некоторые города эта ледяная напасть уже преследует как рок, как злой фатум.

В С.-Петербурге, например, обобщает Д. Миронов-Тверской, не проходит ни одной зимы без трагедий, нередко со смертельным исходом. В этом году, едва вступив в свои права, зима уже успела открыть счет своим жертвам. 11 декабря с крыши дома 58 по Лиговскому проспекту на мужчину 1985 года рождения упала наледь. Пострадавший госпитализирован в тяжелейшем состоянии с травмами головы и тела. Всё, что мог сделать в этом случае петербургский губернатор Георгий Полтавченко, это уволить директора государственного коммунального учреждения «Жилищное агентство Центрального района С.-Петербурга» Татьяну Квасницыну за халатность. Только вот чудовищные наледи с питерских кровель никуда от этого не делись.
Однако самая коварная опасность зимующим россиянам грозит не сверху, а снизу, из-под земли. Там по ржавым, часто гнилым трубопроводам бурлит кипяток. Общая протяженность теплосетей в Российской Федерации составляет более 257 000 километров. Из них по меньшей мере две трети уже давно выработали свой ресурс прочности и едва сдерживают кипящую воду. Угроза аварийного взрыва подземных коммуникаций касается в первую очередь российских мегаполисов. Именно там сосредоточена большая часть стремительно ветшающей системы теплоснабжения. А где тонко, там и рвется. Особенно если и латать трубопроводную ветошь по-настоящему никто не собирается.
Нынешней зимой эти расхожие представления подтвердил на практике опять же С.-Петербург. Подтвердил громко и скандально – на всю страну. Здесь раскрыт целый преступный синдикат, в котором были задействованы крупные предприниматели и высокопоставленные чиновники от ЖКХ. По версии следствия, злоумышленники проложили в Северной столице около 600 километров бракованных труб и таким образом «сэкономили» в пользу своих карманов более 3 миллиардов казенных рублей. В настоящее время в порядке расследования этого «дела о трубах» идут регулярные обыски и задержания. Однако трубы в С.-Петербурге продолжают лопаться также регулярно. Последние два прорыва, случившиеся 11 декабря, закончились госпитализацией молодой женщины и школьника с тяжелыми ожогами.
Впрочем, российские тепломагистрали рвутся не только в мегаполисах. И не только зимой. Это тоже стереотипы. На самом деле вся греющаяся подземным теплом Россия уже давно превратилась в своеобразную зону опасности, что-то наподобие необъятного минного поля, на котором неизвестно где и когда рванет. А рвануть может в любое время и в любом месте.
Начало уходящего ныне 2012 года. В дома жителей Скобяного поселка подмосковного Сергиева Посада тепло перестало поступать 25 января. Более 20 жилых домов остались без отопления из-за аварии по причине изношенности теплопровода, который просто не выдержал увеличения мощностей.
На следующее утро в Твери в доме 8 в Спортивном переулке произошел прорыв теплотрассы. В результате аварии, как накануне в Подмосковье, было нарушено теплоснабжение 20 жилых домов, в которых проживает около 4000 человек, одной школы и одного детского сада. На тверских сайтах и в соцсетях пользователи-тверичане комментировали это событие одним словом: «Началось…» Жительница Твери Марина Ахатина оставила тогда такое сообщение: «Вот меня еще что смущает: все время говорят об изношенности наших сетей… а сейчас, может, кого и удивлю, но во многих домах температура горячей воды сильно увеличилась, то бишь они парку и давления сейчас поддали – вот в тонких местах и начало рваться… с ужасом жду, что у соседнего дома тоже скоро случится авария – там ремонт идет каждые три месяца, асфальт уже перестали класть, потому как смысла нет – постоянно появляется фонтан и надо копать».
А еще через день произошел разрыв на теплотрассе в центре Переславля-Залесского в Ярославской области. При ликвидации аварии сотрудник аварийной службы (слесарь) обварился кипятком.
Не отстала зимой в плане подземных аварий и Тульская область. Утром 2 февраля 2012 г. от жителей г. Донского стали поступать жалобы о нарушении теплоснабжения в их домах. В результате прорыва трубопровода на улице Октябрьской, напротив дома №88, без теплоснабжения остались более 4000 человек, в том числе 400 детей.
Весной настал черед Татарстана и Хабаровска. 30 марта 2012 г. в г. Елабуга из-за порыва трубы произошла остановка станции очистки воды. В результате аварии без водоснабжения остались более 50 тысяч человек, 21 социально-значимый объект: 10 детских садов, 10 школ, 1 котельная. В последний мартовский день от жителей села Некрасовкаи Южного округа Хабаровска начали поступать жалобы, что горячая вода в их домах имеет резкий запах. В авральном порядке было отключено горячее водоснабжение в 1374 жилых домах, 26 лечебных учреждениях, 69 детских садах, 36 школах и 920 других объектах. Жители Татарстана и Хабаровска далеко друг от друга. Но и те и другие мерзли тогда одновременно почти неделю.
Озеро кипятка в Ульяновске разлилось 11 апреля. Однако произошло это не в привычном порядке весеннего половодья, а в результате прорыва трубы. На проезжую часть под огромным давлением стала поступать вода температурой 130 градусов! В паровое облако попадали проезжавшие мимо автомобили. В итоге три человека были госпитализированы в ожоговое отделение.
Спустя три дня в Улан-Удэ на теплотрассе по улице Трактовая случилась авария, в результате которой было отключено отопление и горячее водоснабжение в двух районах города, где проживают свыше 211 тысяч человек. Не обошлось без человеческих жертв – погиб 27-летний рабочий, упавший при осмотре места аварии в кипящую яму.
Закончился апрель коммунальными авариями в Самаре и Карелии. 25 апреля гейзер горячей воды с землей, камнями и обломками асфальта вышиб окна в пятиэтажном жилом доме Самары. Были повреждены лоджии, через вышибленные окна вода попала внутрь 15 квартир и повредила мебель. А в карельском поселке Надвоицы Сегежского района по причине взрыва трубопровода пострадали 12 жилых домов, где проживают почти 2 тысячи человек, и детский сад №4 с тремя сотнями малолетних ребятишек.
Лето началось в жилищно-коммунальном хозяйстве в полном смысле слова жарко. Утром 5 июня 2012 г. на проспекте Космонавтов в Екатеринбурге автомобилисты рисковали утонуть в кипятке. Там произошел прорыв теплотрассы, и горячая вода хлынула на проезжую часть, образовав затоны глубиной до полуметра.
Авария на трубопроводе в Оренбурге стряслась 19 июня. Здесь теплотрасса лопнула аккурат под насыпью с гравием. В результате расположенные поблизости дома были не только облиты кипятком, но и обстреляны гравийной шрапнелью. «Войну» с гражданами российское ЖКХ продолжило символично 22 июня.
В этот день в Курске произошел разрыв трубопровода. Проломив асфальт, на поверхность вырвался фонтан горячей воды. В результате аварии было повреждено 3 автомобиля, люди, к счастью, не пострадали.
Конец лета отметился двумя крупными авариями – в Новосибирске и Ижевске. 31 июля 2012 г. при подъеме давления на теплотрассе в Новосибирске по улице Коммунистической, близ заведения «Чашка кофе», возник прорыв с выходом воды на поверхность. Как рассказала официантка кафе Татьяна, в этот момент на летней веранде находились посетители. «Я была в зале и увидела за окном взрыв, и как полилась вода, – вспоминает Татьяна. – Огромные потоки воды вместе со щебнем полетели на летник, люди начали кричать и выбегать с веранды. Их спас тент, все камни на него попали, потом тент порвался, и на людей, которые не успели выбежать, полилась вода и посыпался щебень. Люди на летней веранде все вымокли, мебель пострадала. Цветы вылетели из кадки и валялись на полу. Тех, кто сидел на веранде, мы даже не стали рассчитывать, тем более не все из них успели попробовать свой обед». Причиной этого прорыва, по словам заместителя главного инженера «Новосибирскгортеплоэнерго» Олега Баева, стала коррозия трубы. Примерно то же случилось и в Ижевске 22 августа, когда там произошел очередной разрыв трубопровода в людном месте города – возле торгового центра «Эльгрин». Столб из воды и кусков асфальта вырвался на двадцатиметровую высоту. Ижевские газеты писали, что прорывы вдоль этой улицы возникают с пугающим постоянством. Однако начальник центральной диспетчерской жилищно-коммунальной службы ООО «УКС» Роман Крупенев всякий раз отвечает, что к данным происшествиям нужно относиться не как к ЧП, а как к «показательным случаям по выявлению слабых мест трубопроводов».
Осенью снова прогремел Екатеринбург. 25 сентября 2012 г. здесь на улице Машинная прорвало теплотрассу. Компанию уральской столице составил поволжский Саратов. 27 сентября в центре города, на пересечении улиц Степана Разина и Слонова, из коллектора целые сутки хлестал кипяток. Комментарии саратовских коммунальщиков были крайне сдержанны: «Видимость плохая, от воды идет сильный пар».
В ноябре жилищно-коммунальные катастрофы в России традиционно набирают обороты. 11 ноября оперативно-ремонтные бригады латали прорехи на теплосети в Ленинском районе Воронежа, жители которого коротали осенний вечер без тепла, а некоторые и без света.
Днем позже 10 тысяч жителей поселка Александровка Ростовской области проснулись от холода – не было отопления. Его отключили рано утром в связи с прорывом теплотрассы на проспекте 40-летия Победы, 63/2. В результате аварии без тепла и горячей воды остались не только 82 жилых дома, но и 3 больницы, 3 школы и 6 детских садов.
Девять многоэтажных домов с двумя тысячами жильцов в ставропольском Пятигорскелишились отопления 26 ноября из-за аварии на теплотрассе по улице Малыгина. Без отопления здесь остался и ряд объектов социального назначения, в том числе межрайонный учебный колледж, техникум социальной торговли.
На следующий день аварийную эстафету вновь принял Новосибирск, где в Дзержинском районе, на перекрестке улиц Есенина и Национальной, прорвало трубопровод. По словам очевидцев, ЧП обернулось транспортным коллапсом: движение было затруднено, видимость ухудшилась из-за пара, который валил из места прорыва. От тепла и горячей воды были отключены 25 многоквартирных жилых домов, детский сад и школа.
Замкнула осенний сезон подземных катастроф Пермь. Как сообщили сотрудники ремонтных служб, 30 ноября здесь, на улице Промышленная в Индустриальном районе города, неожиданно сложилась «техногенная ситуация локального характера». А проще сказать – прорыв трубы.
Теперь Россия живет в декабре. Уже зимние, по-настоящему беспощадные аварии атакуют бескрайние ее просторы. СМИ наперебой сообщают о новых инцидентах. В череде громких и скандальных сводок вряд ли запомнится небольшой поселок Усть-Ордынский Иркутской области, где 8 декабря по причине аварии на теплотрассе была экстренно отключена котельная, которая отапливает 4 жилых дома: 45 квартир с проживающими в них двумя сотнями человек.
Также незаметно прошла информация об утечке теплоносителя из подземных коммуникаций в столице Башкирии Уфе. 12 декабря здесь под угрозой отключения находились 83 многоквартирных дома, 41 частный дом, 4 центральных тепловых пункта, 4 детских сада, одна школа и одно высшее учебное заведение, 4 поликлиники. Правда, в этом случае до отключения тепла не дошло – все жилые дома были переведены на резервный режим теплоснабжения.
Здесь бы хотелось поставить точку. Но пока даже и многоточия не получается. Сводки о жилищно-коммунальных авариях поступают со всей страны ежедневно, как с фронта. Ситуацию не спасают даже победные реляции власти о разоблачениях всякого калибра воров и воришек от ЖКХ. Пусть властные борцы с коррупцией публично пересажают большую часть этих жуликов. Пусть даже сами сядут с ними в кутузку! Прогнившей системе российского ЖКХ это будет лишь облегчением, но никак не подъемом. Сегодня, по официально-приблизительным данным, только для реанимации нашей коммуналки в масштабах страны требуется – страшно сказать – 6 триллионов рублей! Причем не в рассрочку, а сразу – трубы подождать не могут. Но федеральная власть разводит руками: таких денег в госбюджете на нужды ЖКХ нет.
Вместе с тем ЖКХ перестает быть фактором сугубо экономическим. Жилищно-коммунальная проблема стремительно становится вопросом политическим. Когда 3 ноября 2012 г. в Смоленске в районе дома №3 по улице Гагарина лопнула теплотрасса и люди остались без тепла на неопределенно долгий срок, возмущение буквально взорвало общество. В самых желчных выражениях смоляне обсуждали свою участь на виртуальных митингах. Камертоном общих настроений прозвучали тогда слова одного из участников смоленского интернет-форума, подписавшегося характерным псевдонимом Смолянин: «Я с Октябрьской революции, 40. За бортом стало минус 7, лег первый снег. Батареи на ощупь чуть теплее человеческого тела... Наверное, чтоб не разморозило... За что деньги собирают??? Скоты! Пора поднимать народ на революцию и казни отменить! И на кол всех чинуш! Кроме как о своих карманах, ни о чём больше не беспокоятся... Слов нет просто...»
Когда у народа от негодования кончаются слова, он может перейти к делу. Детонатором к такому переходу однажды может стать окончательный крах ЖКХ, а случаем – любая лопнувшая теплотрасса как-нибудь зимой, в феврале, когда мороз под 30. И если власть к тому времени не найдет сил и средств для реформирования ЖКХ на деле, а не только на словах, тогда народ сам возьмется за реформы. И быть может, уже не только коммунальные.
[15/12/2012]
Комментарии