Мой папка бомбил Берлин еще в сорок первом...
Написать вам меня заставила необычная история. Недавно по телеканулу "Звзда" показывали передачу о бомбардировочной авиации дальнего действия. И когда появились кадры, снятые военными операторами во время Великой Отечественной войны, я увидела... своего отца - военного летчика Николая Ивановича Модестова.
Участник трех войн, кадровый военный, он с первых дней войны был на фронте. Свой первый боевой вылет он сделал 22 июня с того самого аэродрома под городом Сещи, где затем дислоцировались немецкие бомбардировщики, которые уничтожали наши подпольщики под руководством разведчицы Анны Морозовой, о которых был снят многосерийный телефильм. А в тот день отец долетел до Бреста и видел, что всюду идут бои. Когда вернулись и доложили в штаб, поступил приказ: эвакуировать семьи. Мама успела взять только документы и маленький чемодан с вещами для моих старших брата и сестры . Всю эвакуацию они провели у Гурьеве.
А отец тем временем бомбил... Берлин. Он был в числе тех первых летчиков, которые по приказу Главнокомандующего начали летать в Германию. Он вспоминал, что когда они пролетали нашу территорию, то кругом была одна темнота, а когда подлетали к Берлину, везде сияли огни: немцы еще не ожидали такого «сюрприза» от русских. Опомнились они уже когда вниз начали падать бомбы: включили прожектора, заработали зенитки, но наши уже отбомбились и пошли назад. Впрочем, не всегда боевые задания проходили гладко: наши тяжелые, малоскоростные машины в первые месяцы войны летали без прикрытия, многих сбивали «Мессера», летчики выпрыгивали с парашютами и пешком добирались в свою часть.
Потом получали новые машины и снова шли в бой.
О том, как воевал мой отец, говорят его награды: ордена Ленина, Александра Невского, Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина». Уже после войны ему прислали еще один орден и медаль из Монголии - за участие в боях на Халкин-Голе,
С 1947 года Николай Модестов служил в Казани, был командиром авиационного полка, который тогда дислоцировался на территории Октябрьского городка , где теперь артучилище. А после выхода в отставку продолжал летать, испытывая новые машины на авиационном заводе. Оттуда ушел папка и на пенсию. Но пожил, увы, недолго: в возрасте 60 лет его не стало
Каждый год 9 мая на Арском кладбище у братской могилы летчиков, погибших в мирное время, собираются ветераны Казанского авиационного полка, где служил и мой отец. Приходим туда и мы - дети, внуки и правнуки те, кто воевал, защищая Родину. Да и наш папа похоронен тут же - рядом с другими летчиками-испытателями 22-го завода. Вечная им память и слава!
Вера ГОЛУБЕВА.
Комментарии
8 августа 1941 года советская авиация, базировавшаяся на островах Моондзундского архипелага – Хиумаа и Сааремаа (Эзель) – совершила первый налет на Берлин.
Это было ответом на бомбардировки гитлеровской авиации Москвы 22 июля. Пятнадцать бомбардировщиков ДБ-3 авиаполка под командованием Евгения Преображенского сбросили на Берлин первые бомбы. Затем на столицу Германии было совершено еще девять налетов, пока Эстония не была окончательно занята наступавшими на восток фашистами.
Михаила Водопьянова
Гильмутдина Сакаева
за бомбардировку Берлина в августе 1941.
Возможно среди этих героев есть и ваш отец.