22 ноября 1942 года перед Красной армией на Сталинградском фронте стояла задача развивать наступление и занять поселок Калач, где находились ремонтные мастерские немцев. Населенный пункт обороняли резервисты и тыловые части. Главная сложность заключалась в захвате моста через Дон и сохранении его невредимым. Советское командование не сомневалось, переправа была заминирована. Если бы немцам удалось ее взорвать, успех плана "Уран" мог оказаться под угрозой.
Захват моста был поручен командиру 19-й бригады 26-го корпуса 1-й танковой армии подполковнику Филиппову. В своих мемуарах начальник штаба 1-й гвардейской танковой армии генерал-майор Семен Иванов писал об этом человеке:
"Относительно того, кому возглавить отряд, колебались недолго. Это подполковник Георгий Николаевич Филиппов, так как основную массу воинов в отряде составляли мотострелки, которых он отлично знал. Естественно, учли его личные качества и боевой опыт.
В успехе этой операции, в которой первоначально участвовало всего-то каких-нибудь 300 штыков, как выражались раньше, и которая равнялась по значению действиям целого корпуса, громадную роль сыграло довольно редкое сочетание в характере ее главного героя - смелости, доходившей порой до бесшабашности".
Танкистами был разработан хитроумный план. Несколько трофейных машин с включенными фарами прошли по переправе, немецкие солдаты приняли их за своих, после чего танкисты открыли огонь.
Мост остался невредим. Часть отряда тут же пошла на штурм Калача. Но силы оказались неравны и танкисты с мотострелками заняли круговую оборону сразу на двух берегах Дона. Ждать подхода основных сил пришлось долго, писал в мемуарах начальник штаба 1-й танковой армии генерал-майор Семен Иванов:
"Трудно передать словами то нетерпеливое чувство, с каким мы на КП фронта ждали известий о рейде отряда. Наконец поступила радиограмма, что мост захвачен. Теперь начались волнения по поводу того, удастся ли его удержать до подхода 19-й танковой бригады Филиппенко.
Ждать пришлось до 17:00 22 ноября, когда танкисты вышли к Дону. Они соединились с передовым отрядом и к 20 часам сосредоточились в лесу северо-западнее Калача".
В то же время к Дону вышел и 4-й танковый корпус генерал-майора Кравченко. Тогда они не знали, что совсем рядом был расположен штаб командующего 6-й армией Паулюса. Атака даже небольшими силами на тот момент могла бы фактически обезглавить немецкие войска в Сталинграде.
Но разведка, занятая большим количеством румынских пленных, не смогла своевременно узнать, где расположен штаб 6-й армии. Сам Фридрих Паулюс в тот день рапортовал командующему группы армий "Б" генерал-фельдмаршалу фон Вейхсу:
"Армия окружена. Вся долина реки Донская Царица, железная дорога от Советского до Калача, мост через Дон в этом районе, высоты на западном берегу реки до Голубинского, Оськинского и Крайнего, несмотря на героическое сопротивление, перешли в руки русских. Другие их силы продвигаются с юго-востока через Бузиновку на север и особенно крупные силы - на запад".
Командующий 6-й армии ошибался: его солдаты еще не были окружены. Совсем скоро кольцо действительно сомкнется, но произойдет это только спустя сутки.
Комментарии